НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Автор: Лютикова Ирина Анатольевна

--Страна, город: Россия, Екатеринбург

--Место работы/учебы: МБУ ДО ДЮЦ "Калейдоскоп", Клуб "Орлёнок"

Направление
Профессионально-педагогическое образование

Научная статья

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Лютикова И.А.

агитбригада «Пульс» клуба «Орленок»

МБУ ДО ДЮЦ «Калейдоскоп», Екатеринбург

        Аннотация.  В статье раскрывается  значение театрализованной волонтерской деятельности в развитии эмоциональной сферы детей. Показано, что эмоциональное развитие – одна из важных составляющих социализации ребенка в современном мире.

 Ключевые слова:  социализация, эмоциональная сфера ребенка, волонтерство,  театрализованная волонтерская деятельность, агитбригада как форма волонтерской деятельности.

THEATER VOLUNTEER ACTIVITY AS A MEAN OF DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF CHILDREN

Lyutikova I.A.

propaganda team "Pulse" club "Eaglet"

MBU TO Children 's Training Center "Kaleidoscope", Ekaterinburg

         Abstract. The article reveals the significance of the theatrical volunteering in the development of the emotional sphere of children. It is shown that emotional development is one of the important components of child socialization in the modern world.

  Keywords: socialization, emotional sphere of a child, volunteering, theatrical volunteering, the agitation team as a form of volunteering.

Одной из важных задач молодежной политики и дополнительного образования в нашей стране является социализация подрастающего поколения. Нынешним детям предстоит жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором жили их родители и воспитатели. Поэтому так актуален вопрос об изменении содержания и стиля социализации подростков.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Наиболее распространенное определение понятия: «Социализация – это процесс становления личности, обучение и усвоение индивидом ценностей, норм, установок образцов поведения, присущих данному обществу, при котором происходит адаптация в среде и постигается наука создавать новое, преобразуя самих себя, окружающий мир».

Таким образом, сущность социализации можно определить как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение подростками социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства подростками системы социальных связей за счет активной деятельности, динамичного включения в социальную среду. Новые поколения не просто усваивают социальный опыт, но и преобразуют его в собственные ценности, установки и ориентации.

Социализация – процесс становления личности, который осуществляется в различных сферах: деятельности, общении, самосознании.

Уровень социализации молодых людей проявляется в способности ориентироваться на общество, точно его воспринимать, преодолевать житейский уровень восприятия действительности. В результате социализации происходит расширение и умножение социальных связей подростков с внешним миром. И в этом направлении позитивную роль, безусловно, может играть участие детей и подростков в добровольческой деятельности, сама суть которой заставляет молодых гораздо глубже взглянуть на жизненные проблемы, воспитывает чувство сопереживания, развивает способность чутко, отзывчиво относиться к окружающим.

В современной жизни, с ее ритмами и скоростями, часто приходится сталкиваться с эмоциональным зажимом детей и подростков. Нам некогда проявлять чувства: мы заняты работой, учебой, добыванием средств к безбедному существованию семьи, решением производственных задач и проблем. Следствием такого образа жизни становится то, что наши дети тоже не умеют проявлять чувства, не понимают, что с ними происходит, когда испытывают какие-то эмоции (если испытывают!), не могут назвать чувства, которые переживают, не знают, как с ними совладать, попадают в стрессовые ситуации, замыкаются, испытывают серьезные проблемы в общении [1-4].

Самый эффективный путь развития эмоциональной сферы ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это игра, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность[2-4]. Кроме того, включение в театрализацию стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и логично. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовать при этом фантазию, воображение, доброжелательно общается с окружающими людьми. Развиваются личностные качества, такие как тактичность, сдержанность.

Но самое важное – социальная направленность театральных представлений, их влияние на мировоззрение юных театралов: заставляет гораздо глубже взглянуть на жизненные проблемы, учит сопереживанию, чуткости, отзывчивости и доброму отношению к окружающим. Воспитывает качества, необходимые волонтеру.

Агитбригада «Пульс», созданная  на основе принципов волонтерской деятельности, как раз  и была задумана как форма поддержки развития эмоциональной сферы детей.

Агитбригада – особая форма театрализованного тематического представления, т.е., участвуя в ней, в городском конкурсе агитаторов за здоровый образ жизни, воспитанники студии получают дополнительный опыт театральной деятельности.

Прежде чем создалась волонтерская агитбригада, проводилась подготовительная работа: беседы о ЗОЖ, о способах его пропаганды, о возможности использования для нее театрализованных выступлений.

Предварительно дети-волонтеры сами получают ориентиры, необходимые для следования правилам здорового образа жизни.

Благодаря театральной деятельности, совмещенной с волонтерством, ребята учатся преодолевать стеснение в общении с незнакомыми людьми, проявлять творческий подход к любой социально-значимой деятельности.

Литература

1.     В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.  Москва, Айрис-пресс, 2008.

2.     Кайль Д.Г.
Развитие эмоциональной сферы детей 6–7 лет средствами театрально-игровой деятельности в условиях ппмс-центра
Сборники конференций НИЦ Социосфера.Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o.  2013. № 26. С. 23-28.

3.     Жиличкина М.Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности/
Жиличкина М., Суханова Т.//
Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 96.

4.     Матвеева И.А.
Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность в сб.: теоретические и прикладные аспекты психологии и педагогики Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр "Аэтерна. 2014. С. 34-36.