НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Волонтёрская деятельность как средство воспитания активной жизненной позиции детей

Автор: Кармалита Антонина Владимировна

--Страна, город: Россия, Екатеринбург

--Место работы/учебы: МАОУ гимназия № 116

Направление
Профессионально-педагогическое образование

Научная статья

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ

Кармалита А. В.,

 МАОУ гимназия № 116,

волонтёрский отряд «Луч», Екатеринбург

Аннотация. В статье раскрывается значение волонтерской деятельности для развития нравственных и коммуникативных качеств личности, для воспитания у детей активной  жизненной и гражданской позиции, гражданской ответственности, патриотизма, основанных на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества. На примере волонтёрского отряда «Луч» показано, как в ходе подготовки и проведении акций и мероприятий волонтеры смогли раскрыть свои организаторские, творческие, коммуникативные, мнемические и интеллектуальные способности, а также реализовать свои стремления помочь, научить, просветить сверстников и детей младшего возраста

 Ключевые слова: волонтер, волонтерская деятельность, воспитание, активная жизненная позиция, качества личности.

VOLUNTEER ACTIVITY AS A MEANS OF EDUCATION OF THE ACTIVE LIFE POSITION OF CHILDREN

Karmalita A.V.,

gymnasium number 116,

volunteer detachment "Ray", Ekaterinburg

 

Abstract. The article reveals the importance of volunteering for the development of moral and communicative qualities of the individual, for raising children’s active life and civic attitudes, civic responsibility, patriotism based on the traditional cultural, spiritual and moral values ​​of Russian society. Using the example of the Luch volunteer unit, it was shown how, during the preparation and holding of events and events, volunteers were able to reveal their organizational, creative, communicative, mnemonic and intellectual abilities, as well as their aspirations to help, teach, enlighten their peers and younger children

 

Keywords: volunteer, volunteer activities, education, active life position, personality traits.

В современном мире под влиянием различных факторов мы забываем о том, что такое добро. Добро по отношению к судьбам, казалось бы, совершенно посторонних людей или животных, которые не занимают в нашей жизни какое-либо важное место. У подрастающего поколения формируются, зачастую, ложные ценности. Без поддержки взрослых, учителей-наставников истинные, вечные идеалы гуманизма могут обесцениться. Волонтёрская деятельность призвана дать возможность ребёнку увидеть и другую, не потребительскую сторону жизни. Дети, занимающиеся благотворительной деятельностью по доброй воле, приобретают лидерские, организаторские качества, способны защищать себя и других, у них заметно развивается чувство долга, ответственности за себя и близких, и, самое главное, они твёрдо верят в добро. Недаром Л.Н. Толстой убеждал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». 

Главной целью профессиональной деятельности руководителя школьного волонтёрского отряда является формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации школьников, развитие самостоятельной познавательной деятельности, а также предоставление возможности проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание посредством их вовлечения в социальную практику.

Добиваясь поставленных целей, решаются следующие задачи: формирование высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; привлечение детей к участию в социально значимых, познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах; создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, патриотизма, основанных на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование жизненных ценностей школьников; развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект – это качества, которыми должен обладать волонтер для успешной работы [1].

Международная практика и накопленный в нашей стране опыт показывают, что добровольческий труд способствует воспитанию гражданственности и формированию социальной ответственности и компетентности [2].

В МАОУ гимназии № 116 с 2013 года начал действовать волонтёрский отряд «Луч». Всё началось с идеи и желания ребят поучаствовать в судьбах брошенных животных, живущих на Пункте кратковременного содержания (Посадская, 3).

Миссия волонтёрского отряда «Луч» – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества (название отряда – аббревиатура «Приветствуем любознательность, развиваем уверенность, воспитываем человеколюбие»). В ходе подготовки и проведении акций и мероприятий ребята смогли раскрыть свои организаторские, творческие, коммуникативные, мнемические и интеллектуальные способности, а также реализовать свои стремления помочь, научить, просветить сверстников и детей младшего возраста.

Первым членам отряда, тем, которые начинали всё с нуля, было необходимо пропустить идею волонтёрства через себя и понять, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему, помочь тем, кто нуждается в помощи, а также привлекать других к своей деятельности.

Занятия с волонтёрами организуются в следующих формах: тематические беседы, подготовка и организация совместных мероприятий (например, благотворительные акции, такие как «Котопёс» – выгул собак на Пункте кратковременного содержания, сбор подарков для малообеспеченных детей, встречи с ветеранами войн), информационные мероприятия (игры, беседы и классные часы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, социальная реклама в соцсетях, выпуск тематических газет, плакатов, проведение уроков Мужества и т.д.), анкетирование (тесты, опросы), выставки, мастер-классы (обучение, обсуждение), беседы, походы, презентации, проекты, слёты различного уровня и т.д.

В работе с волонтёрами широко применяются технологии и приёмы обучения в сотрудничестве, мозгового штурма (организация собраний отряда, «круглых столов»). Ребята передают информацию своим сверстникам по принципу «равный – равному», что привело к развитию взаимоответственности, повышению познавательного интереса, мотивации к вовлечению в социальную практику, развитию сотрудничества, формированию личности.

В созданных педагогических условиях постоянно растёт уровень познавательной активности: волонтёры научились взаимодействовать с разнонаправленными организациями: досуговыми центрами, руководителями Центра «Диалог», с теми, кто нуждается в помощи, ребятами младшего школьного возраста, со своими сверстниками и волонтёрами из других школ Екатеринбурга.

Формы подведения итогов деятельности отряда включают в себя творческие отчёты о проделанной работе и их презентация, награждение благодарственными письмами самых активных ребят и записи о проведенных мероприятиях в волонтёрские книжки.

В заключение хочется отметить, что работа в волонтёрском отряде очень меняет подростков: они обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. Каждый член отряда «Луч» научился самостоятельно приобретать и применять на практике умения и знания, необходимые для развития своих способностей, включаться в любую деятельность, оказывать влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявляя толерантность и уважение к окружающим.

Литература

  1. Ивашкина Е. В. Волонтёрское движение как средство развития активной жизненной позиции студентов Заволжского политехнического колледжа[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/volontyorskoe_dvizhenie_kak_sredstvo_razvitiya_aktivn_194240.html
  2. Черных И. В. Волонтерская деятельность как современное средство формирования активной жизненной позиции подростка. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://psicenter-chus.ru/ads/472/