НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Принципы воспитания в педагогике Джона Локка.

Автор: Бокша Максим Александрович

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Студент

    Место работы/учебы: РГППУ

Направление
Профессионально-педагогическое образование


Руководитель секции
Сеногноева Наталия Анатольевна, профессор, кафедра профессиональной педагогики и психологии, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет

Научная статья

Принципы воспитания в педагогике Джона Локка

Джон Локк (1632—1704) —  великий представитель английского просвещения, философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие обеих наук. Джон Локк родился в семье провинциального адвоката. Его отец был сторонником английской реформации и активно принимал участие в военных действиях парламента против короля. В таком же духе воспитывался и юный Джон Локк. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем внука известного либерального политического деятеля. Локк выступал против теории «врожденных идей», угодной привилегированным сословиям феодального общества. Не отрицая роли наследственности, он утверждал, что «врожденных идей» нет, а душа ребенка - это tabula rasa («чистая доска»).

На момент 16-18 веков педагогические идеи Локка, в определенной степени можно было посчитать инновационными. Сейчас же большинство из них принимается нами как нечто обыденное:

  • Человек появляется на свет чистым листом;
  • Человеческое сознание формируется путем личного опыта;
  • Лишь воспитание делает человека таким, какой он есть;
  • Воспитание должно сформировать опору счастья человека на добродетели;
  • Слова не так действенны, как пример окружающих;
  • В воспитании нет места принуждению;
  • Воспитание и обучение должны нести пользу;
  • Первая задача воспитания- это здоровье ребенка ;

Прежде всего, Локк обращал внимание на укрепление здоровья  воспитанников. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого» [2, c. 412].

Огромное значение он придавал саморазвитию, и считал, что воспитанник должен многое познать сам, а воспитатель только приоткрывает завесу тайны, пробуждает интерес и влечение ребенка к дисциплинам. Никто не ждал, что под руководством одного наставника ребенок сможет познать ту или иную науку достаточно глубоко, однако если воспитанник не мог самостоятельно изучить предмет, то он мог обратиться за помощью к учителю.

 Предпочтительнее все же было овладеть способностью общения с людьми в светском обществе, развить нравственную дисциплину и волю. Как считал сам Локк цель воспитания, сформировать из ребенка «джентльмена» - дельца, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества.

В своей работе «Мысли о воспитании» Локк акцентирует внимание, на том, как воспитателю следует взаимодействовать с воспитанником. Он отступился от привычных форм поощрений и физических наказаний в процессе воспитания, считая их деструктивными. Поощрения разрушают представление о конечной цели. Ребенок в итоге трудится ради награды, а не ради того за что она дается. Сформировав такой шаблон, человек и в дальнейшем будет искать себе подменную цель деятельности. Что касается наказаний - они формируют рабское поведение, подчинение воспитателю, а в дальнейшем и рабский характер. Однако, как исключение, Локк допускал физическое наказание, когда необходимо сломить упрямство и открытое неповиновение авторитету учителя.

Взамен этой модели Локк предлагал пробуждать в ребенке честь и позор. «Честь и позор являются самыми могущественными стимулами души, когда она уже способна ценить их. Если вам удалось научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них правильное начало, которое будет всегда проявлять своё действие и склонять их к добру» [2, c. 446].

Необходимо было так же учитывать и многие индивидуальные особенности ребенка. При составлении программы воспитания во внимание нужно было брать: психологический склад воспитанника, его возраст, наклонности, уровень развития и степень любознательности учащихся.

Локк считал, что наиболее действенный метод воспитания, это личный пример: «Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он даёт волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своём воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом» [2, c.481].  Это касается не только воспитателя, но и  всех кто оказывает влияние и может послужить примером ребенку. Таким образом, можно отнести близкое окружение воспитанника к одному из основных факторов формирования личности.

Джон Локк предлагал проводить дружеские беседы между воспитателем и воспитанником, не тратя все проводимое вместе время на изучение материала и наставления, давая слово и ребенку, выслушивая его размышления по тому или иному вопросу. Так он легче усвоит правила и разовьет навык изложения мыслей. Разговаривая со взрослыми на равных, тем более если его идеи будут одобряться и приниматься, он сможет ощутить свою значимость. Он сам увидит свои способности к рассуждению. Выводы, к которым ребенок приходит сам усваиваются гораздо лучше, чем учение по далеким для его представления примерам.  Такой метод сохраняет убедительность вещей и дарит драгоценный опыт живого общения. В то время как выслушивание наставлений скорее не вызовет ничего кроме упрямства.

В целом у Джона Локка прослеживается связь между политическими и педагогическими идеями. Он предлагает брать за основу взаимоотношений свободу, равенство, взаимное уважение, любовь и добродетель. И равно как суверенитет народа выше суверенитета государства, так и ученик ценнее своего учителя. Но государство создано народом, от нужды сохранить свои права, а ученик, осознавая необходимость развития и опытного наставничества, нуждается в своем учителе.