НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Что интересного и полезного можно заимствовать в системе спартанского и афинского воспитания для современной практики образования.

Автор: Фатыкова Элиза Гарифиновна

--Страна, город: Россия, Екатеринбург

--Место работы/учебы: РГППУ

Направление
Профессионально-педагогическое образование

Научная статья

Заимствования в системе спартанского и афинского воспитания для современной практики образования

Известно, что в Древней Греции выделяли две системы воспитания: Спартанскую – военную и Афинскую - эстетическую.  Опишем их.

Жители Спарты были традиционны в своих взглядах, ценностях и мировоззрении. Создателем Спартанского государства, законодателем и главнокомандующим был Ликург (IX в. д.э.)– великий, могущественный и жесткий правитель, который установил в Спарте свои законы «равенства». В этой уникальном государстве не могло быть какого-либо отличия между горожанами: они носили одинаковую одежду, схоже обустраивали свои жилища и даже пища должна была быть у всех одинаковой. Все жили в равных условиях. Народ был смелым и сильным, его с детства приучали к выносливости. Огромное внимание уделялось здоровью и физической устойчивости с самого раннего возраста, так воспитывались настоящие воины, защитники своего народа.

Афинская система тоже формировала мужественный характер, но вместе с физическим воспитанием большое внимание уделялось развитию интеллектуальных и художественных способностей. В процессе воспитания зарождалась культурная и социальная личность, индивидуальность. Детей обучали и прививали им любовь к литературе, музыке, искусству.

Основными характеристиками Спарты являлись государственный контроль, абсолютно единое содержание, обязательность, массовость, авторитарность. Они несомненно  находят свое отражение  в системах воспитания в дальнейшем. Особенно это можно наблюдать в странах с тоталитарным режимом.

Афинское воспитание, в отличие от спартанского, характеризовалось обучением правилам хорошего поведения, большое внимание уделялось играм, лепке, вырезыванию. При этом находили  удовлетворение образовательные интересы многих слоев населения. Были введены разнообразные образовательно-воспитательные учреждения, в которых  обращали внимание на индивидуальные возможности ребят, их способности.  Идеи демократических особенностей общественно-государственного развития того времени реализованы в образовательных системах большинства развитых стран современности.

Высказывая свои педагогические идеи, древнегреческий философ Демокрит одним из первых сформулировал идею о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, учитывать природные задатки, интересы, увлечения и стремления. Демокрит полагал, что воспитание учит владеть тремя необходимыми навыками: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать» [1, с. 40]. Он считал, что воспитатель безусловно редактирует и влияет на человека, но им действует природа, так как человек ее неотъемлемая часть «микрокосмос» [1, с. 40].

В Спарте особое внимание уделялось физическому воспитанию подростков. Женская подготовка мало чем отличалось от воспитания юношей, хотя все же нагрузки были меньше, а наказания мягче. Результатом такого воспитания являлись физически здоровые отцы и матери, способные родить крепких, жизнеспособных детей.

Мальчики и девочки занимались подвижными играми и физическими упражнениями. С самого начала их приучали к переменам погоды, закаляли ледяной водой, одевали свободно, даже в холодное время.

Занятия соответствовали определенному возрасту и представляли собой бег, прыжки, борьбу, метание диска и дротика. Мальчиков также обучали обращаться с оружием, чтению и письму. Они были обязаны знать традиции Спарты, несколько военных и религиозных песен, уметь танцевать. Их тренировали выносливости и терпению.

Воспитание спартанцев было трехступенчатым. На первой ступени воспитывались мальчишки с 7 до 12 лет в стадах. Об этом писал Плутарх: «Ликург не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был самым сообразительным и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки: они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах» [2, с. 184]. Руководил воспитанием и контролировал мальчиков особое должностное лицо — педонома. Это была уважаемая должность, и на нее назначали лица, которым, по словам Ксенофонта, «позволено занимать самые высокие должности в государстве»[2, с. 184]. Уже с 12 лет начинался второй этап. Теперь подростки объединялись в отряды во главе с авторитетными юношами, которые были взрослее. Общее руководство воспитанием подростков было возложено на специальных должностных лиц. На занятиях велась военная подготовка. К 20 годам наступал последний этап. Повзрослевшему спартанцу позволялось вступать в сисситии. Это означало, что молодой человек становился владельцем земельного участка с несколькими плотскими хозяйствами, он должен был жить на доходы с этого надела, содержать свое хозяйство, вносить в сисситию оговоренный процент продуктов.

Для современной практики образования можно заимствовать должное значение физического воспитания  детей и подростков, которое обеспечивает в целом сильное государство. Родители и педагоги должны с детства прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни, контролировать процесс и обеспечивать комфортное и безопасное выполнение этих упражнений, оказывать моральную поддержку при каких-либо неудачах, травмах. Они должны собственным примером показывать значимость спорта в повседневной жизни человека. Это поможет не только повысить уровень продолжительности жизни, но и улучшить моральное состояние подростков. Таким образом, правильная, сбалансированная  физическая нагрузка способствует закалке характера и поддержанию общего тонуса организма подростков. Крепкое здоровье женской части населения помогает производить такое же здоровое потомство. Вооруженные силы Российской Федерации могли бы быть еще могущественнее и многочисленнее, если бы в образовательных организациях уделяли большее внимание общей физической подготовке.

Нельзя не отметить чрезмерно строгие порядки, жесткие наказания и испытания юношей в Спарте. В современном обществе такие методы обучения категорически неприемлемы. Жестокое  отношение к человеку, тем более к подростку или ребенку может нарушить психику и отрицательно повлиять на его нормальное развитие, а в дальнейшем и на положение в обществе. Сегодня практикуется демократический подход воспитания детей, с самого рождения их гражданские права не могут быть нарушены кем-либо. Часто ребята сами выбирают чему обучаться, в какие игры играть и как организовывать свое время.

В Афинских учебных организациях много внимания сосредотачивалось на эстетическом, гуманитарном образованиях. Изучались не только письмо, математика, история, но и ораторское искусство, культура речи, музыка. Дети до 7 лет были на домашнем воспитании. Девочек учили домашнему хозяйству, шитью, уборке, приготовлению пищи и их  воспитание на этом и заканчивалось. А мальчики получали образование в частных или  платных школах. С 12-16 лет  в школе палистра занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием  копья и диска, гимнастикой, чтобы развивать  не только внутренний мир, но и физическую силу. В 16-18 лет молодые люди из богатых семей  продолжали обучаться в гимназиях, где познавали философию, литературу и политику. Высочайший уровень образования тогда давала эфебия, куда поступали юноши в 18-20 лет. Там они продолжали изучение наук, изучали законы государства и в то же время проходили курс профессиональной военной подготовки, после чего могли считаться гражданами Афин и получали все им принадлежащие права.

Именно от Афинской демократии многое взяли современные методики образования. Некоторые современные экспериментальные образовательные  организации, делая акцент на их гуманитарные направленности, называются Афинскими. В Афинах часто осуществлялось воспитание с помощью театра и изобразительного искусства. В наиболее демократическом из полисов Эллады театр стал настоящим воспитателем народа, он оказывал свое влияние на взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был важной частью полисных праздников. Театральные постановки были очень популярны, зрители составляли большую часть населения. Организация представлений - одна из самых уважаемых и почетных литургий; со времени Перикла государство обеспечивало деньгами бедные слои населения для оплаты билетов.

 В современной же системе образования полезным является культурное направление воспитание, которое реализуется через организацию различных культурно- массовых мероприятий: походы в театры, филармонии, пение, участие в постановках, и т.д. Школьные педагоги, развивая данное направление воспитания при поддержке родителей могут обеспечить посещение таких мероприятий и  увеличение числа зрителей. За счет этого культурная образованность народа могла бы стать более популярной. Это, в свою очередь, повысило бы общий интеллектуальный уровень людей. Оказывая благотворное влияние на духовное воспитание и на восприятие окружающего мира ребенком, подростком культурная составляющая образования так же имеет успокаивающий  эффект. После выступления зрители чувствуют себя отдохнувшими, вдохновленными, заряженными позитивными эмоциями и силами. Они  могут с новыми силами продолжать свою трудовую, учебную деятельность, проявляя более высокую активность и работоспособность.

Исходя из всего вышесказанного, можно подвести итог, что заимствование методик систем спартанского и афинского воспитания в современной практике образования способствует физическому и нравственному развитию современного общества. Современное поколение  воспитанников должно придерживаться Спартанских взглядов на мужество, силу и здоровье, ориентируясь на демократию и гуманность афинской системы .

Литература

1.     Джуринский А.Н. История педагогики, 2000.

2.     Кузнищин В. И. История Древней Греции. Москва, "Высшая школа", 1996.

3.  Строгецкий В.М. Взаимоотношения между Спартой, Афинами и Эгиной накануне Марафонской битвы. Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2014. № 14. С. 95-108.