НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ПРОЕКТА «МАРАФОН ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»

Автор: Дьяконова Алена Леонидовна

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Педагог дополнительного образования

    Место работы/учебы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр", клуб по месту жительства "Тимуровец"


Соавторы: Дьяконова Алена Леонидовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Детско-юношеский центр", КМЖ "Тимуровец", г. Екатеринбург

Направление
Профессионально-педагогическое образование


Руководитель секции
Андрюхина Людмила Михайловна, профессор, кафедра профессиональной педагогики и психологии, РГППУ

Научная статья

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ПРОЕКТА «МАРАФОН ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»

Дьяконова А. Л.
МБУ ДО «Детско-юношеский центр»,
КМЖ «Тимуровец», Екатеринбург

Аннотация. В статье раскрывается процесс разработки и реализации социального волонтерского проекта «Марафон правильного питания». Основной задачей проекта является приобщение обучающихся к формированию  правильного распорядка дня и режима питания. Выбранная форма – стодневный марафон,  включая различные формы обучения, совместной деятельности, игр и тренингов, контрольных мероприятий, раскрепощает активность участников марафона и становится хорошим мотиватором в  формировании здорового образа жизни.

Ключевые слова: волонтер, волонтерская деятельность,  социальный проект, правильное питание, наука о правильном питании.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL VOLUNTEER PROJECT "THE MARATHON OF THE RIGHT NUTRITION"

Dyakonova A.L.

Children's and Youth Center,

Ekaterinburg

Abstract. The article describes the process of development and implementation of the social volunteer project "Marathon of nutrition". The main objective of the project is to introduce students to the formation of the correct daily routine and diet. The chosen form is a one-day marathon, including various forms of training, joint activities, games and trainings, control activities, emancipates the activity of marathon participants and becomes a good motivator in shaping a healthy lifestyle.

Keywords: volunteer, volunteer activities, social project, proper nutrition, the science of proper nutrition.

 

Проект (от лат. projectus – замысел, идея, образ) – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений. Результат, полученный в ходе проекта, мы можем наблюдать, а также применять новый опыт в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Кроме того, проекты - это не только четкий, логически выстроенный план мероприятий, а также творчески закрепленный нестандартизированный подход в его реализации, вследствие чего будет более интересен и заманчив для молодежи, т.к это она преподносит известную всем теорию в уникальной, новой форме.  Проекты  направлены на разные социальные группы и сферы деятельности, а также затрагивают различные проблемы.

Изучив литературу [1-7] и проанализировав статистику, мы пришли к выводу, что проблемы здорового образа жизни и в частности правильного питания наиболее часто встречаются в данное время.

Забота о здоровье граждан является одним из главных приоритетов государства, мы желаем друг другу в первую очередь Здоровья!  
Среди факторов, влияющих на здоровье, правильное питание является одним из ключевых.

Но самое интересное, что проблемой здорового питания на государственном уровне занимаются давно и серьезно. Не так давно Институт питания РАЕН РФ отметил свое 40-летие. Существует несколько наук  о правильном питании. Перечислим их:

1. Эпидемиология питания – изучает взаимосвязи между характером питания, структурой пищи и вероятностью  (риском) возникновения хронических неинфекционных заболеваний современного человека.
Это направление науки о питании активно развивается,  на основе исследований, наблюдений  разрабатываются рекомендации и нормы потребления отдельных продуктов, в том числе – нормы витаминов, минеральных веществ.

2. Нутрициология – наука о пище, пищевых веществах и других компонентах, содержащихся в продуктах питания, их действии и взаимодействии, их роли в поддержании здоровья или возникновении заболеваний, о процессах их потребления, усвоения, переноса, расходовании и выведении из организма.

3. Витаминология — разделы биохимии, фармакологии и некоторых других медико-биологических наук, изучающие структуру и механизмы действия витаминов и разрабатывающие методы их применения в лечебных и профилактических целях.

4. Гигиена питания -   отрасль гигиены, изучающая проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека. 

В процессе развития из гигиены питания выделилась диетология, изучающая питание больных и разрабатывающая принципы лечебного питания.
     Появились  совершенно новые науки - нутригеномика, нутрипротэдмика, нутриметаболомика, рассматривающие превращения отдельных состав­ляющих пищи уже на генном уровне[3].

 С опорой на изученные научные подходы к правильному питанию  был разработан проект, который представляет собой стодневный марафон правильного питания, включающий в себя контрольные точки, выполнение промежуточных заданий (чек-лист). Основной задачей проекта является вовлечение обучающихся в прохождение данного марафона и приобщение к формированию  правильного распорядка дня и режима питания. В ходе проекта его участники  изучают основы правильного питания,  идет разговор о его  пользе и влиянии на жизнедеятельность человека. Запланирован цикл лекций о правильном питании для обучающихся. Полученные знания обучающиеся смогут  применить на практике (в ходе игр, социальных мероприятий, проводимых как в стенах клуба, так и за его пределами). Количество участников на сегодняшний день составляет 40 человек. Уже проведены такие мероприятия, как: беседа «Разговор о правильном питании»; оформлен стенд «Правильно питание-залог здоровья человека»; проводится своя игра «Винегрет».

Участие в марафоне  уже помогло обучающимся распределять свой день, на что в том числе повлияло заполнение чек-листов. Они стали более бережно относиться к свободному времени и к своему здоровью. В начале и в середине реализации проекта была проведена диагностика.  Если в самом начале ребята выбирали преимущественно фаст-фуд либо пищу быстрого приготовления (34 человека), а фрукты и овощи употребляли крайне редко, с утра убегали в школу, не позавтракав, после проведения контрольных точек, обговорив все плюсы и минусы здорового питания, завтрака по утрам ребятам стали чаще употреблять здоровую пищу.

Правильное питание включает в себя не только потребление полезных продуктов, но и поддержание себя в тонусе, при помощи физических упражнений. В данный момент было реализовано 4 из 8 контрольных точек, а следующим этапом будет проведение веселых стартов «Движение-это жизнь». Завершение проекта планируется на месяц май. Дальнейшее развитие проекта будет проводиться по принципу «равный-равному», т.е дети, прошедшие этот марафон станут уже наставниками и будут реализовывать его вместе с детьми других образовательных организации. На данный момент с нами сотрудничают студенты медицинского университета, которые читают лекции детям, а в будущем мы готовы заключить договоры с партнерами и выйти в клубы по месту жительства, детские сады, школы и т.д.,  и рассказать о существовании проекта, а также вовлечь в прохождение этого марафона.

Разработав проект «Марафон правильного питания», мы приняли участие в финале городского конкурса на лучший проект по профилактике зависимостей, где стали победителями в номинации «Творческий подход в профилактический работе».

Литература

 

  1. Безруких М.М. Разговор о правильном питании: Методическое пособие /М.М. БезрукихТ.А. ФилипповаА.Г. Макеева. -М.: ОЛМА медиа Групп, 2011. -80 с.
  2. Безруких М.М. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь /М.М. БезрукихТ.А. Филиппова. -М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. -172 с. 
  3. Наука о правильном питании [Электронный ресурс] Режим доступа: https://superwellness.ru/pomosch-zhizni/nauka-o-pravilnom-pitanii
  4. Обухова Л.А. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы/Л.А. ОбуховаН.А. ЛемяскинаО.Е. Жиренко. -2-е изд., перераб. -М.: ВАКО, 2013. -288 с.
  5. Тлатова О. Р.Система работы по реализации программы "Разговор о правильном питании" с применением методики "активная деятельность"/ О.Р. Тлатова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики . 2017, № 1(10). С.36-39
  6. Хатунцева Т. П.Приобщение населения к нормам здорового питания через реализацию социального проекта "Правильное питание - залог процветания" / Хатунцева Т. П., Русяева Е. А., Джунусова А. М.Вестник самарской гуманитарной академии. Серия: психология , 2015, №2(18). С. 132-142
  7. Шайхутдинов Б. И.   Правильное питание - залог здоровья школьников/ Б. И. Шайхутдинов и др./ Вопросы науки и образования  2018, № 7(19). С.267-27