НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Событийное волонтерство как средство развития личности

Автор: Горбунова Наталья

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Социальный педагог

    Место работы/учебы: МБУ ДО ЦВР "Спектр" Районный отдел трудоустройства, профориентации и социально-педагогической поддержки подростков Октябрьского района.

Направление
Профессионально-педагогическое образование


Руководитель секции
Андрюхина Людмила Михайловна, профессор, кафедра профессиональной педагогики и психологии, РГППУ

Научная статья

СОБЫТИЙНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ

Горбунова Н.К.,

социальный педагог РОТПиСПП

МБУ ДО ЦВР «Спектр», Екатеринбург

 

Аннотация.  В статье раскрывается практика  такого направления волонтерской деятельности как событийное волонтерство. На примере деятельности волонтерского отряда «Аксиома» показано лично-развивающее значение волонтерской деятельности.

 Ключевые слова: волонтерство, событийное волонтерство, развитие личности, социализация подростков.

EVENT VOLUNTEERSHIP AS A MEANS OF DEVELOPMENT PERSONALITY

Gorbunova N.K., social teacher

Ekaterinburg

Annotation. The article reveals the practice of such a direction of volunteering as event volunteering. Using the example of the activities of the «Axiom» volunteer unit, the personal development value of volunteering is shown.  

  Key words: volunteering, event volunteering, personal development, socialization    of adolescents.

 

Волонтерство представляет собой добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Участие в волонтерской деятельности помогает развитию лидерских качеств, умению принимать решения, вести за собой людей, саморазвитию и духовному становлению личности [1,3, 4,] Начиная с 2014 года, когда был создан отряд «Аксиома», в который вошло несколько неравнодушных, активных ребят, которым интересно вместе и которым хочется делать действительно полезные дела.

В качестве основных определены следующие цели работы отряда:  1) пропаганда здорового образа жизни в подростково-молодежной среде (среди сверстников) и 2) оказание посильной благотворительной помощи тем, кто в ней особенно нуждается: ветеранам, людям с проблемами здоровья (инвалидам), детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Реализуя эти цели, волонтеры отряда «Аксиома» проводят социальные акции, интерактивные игры с подростками, готовят яркие театрализованные выступления, участвуют в концертах и благотворительных проектах.

Два последних года ребята активно осваивают еще одно направление волонтерства – событийное[2,5]. Чем оно привлекательно для подростков? Прежде всего тем, что им интересна разнообразная творческая деятельность, позволяющая придумывать, самостоятельно реализовывать задуманное, осваивать новые роли. Кроме того, событийное волонтерство позволяет развить в себе умение работать в команде, толерантность, способность к критике и самокритике, ответственность, оно предполагает общение с самыми разнообразными людьми, новые знакомства, расширение круга взаимодействия.  

«Школа юного аниматора» - так назвали мы свой проект, работа над которым ведется с 2016 года. 

Первыми участниками этого проекта стали подростки Районного отдела трудоустройства, работающие в летний период в ЦПКиО им. В.В. Маяковского. Администрация парка предложила ребятам, кроме выполнения работ по озеленению территории парка, еще и провести несколько игровых программа для маленьких посетителей. Ребята откликнулись, и несколько выходных проводили игры для малышей, которые пользовались популярностью как у самих маленьких участников, так и у их родителей. Такой интерес к аниматорской деятельности ребят был вознагражден: специально для них было организовано обучение основам аниматорской деятельности летом 2017 года. В качестве тренера выступал организатор массовых мероприятий Владимир Андреевич Мурашов. «Время на этих занятиях пролетало незаметно», -   говорили подростки, с удовольствием овладевая аниматорским мастерством.

Участники школы юных аниматоров изучили основы ораторского искусства, организации массовых мероприятий, познакомились с техниками импровизации. А также у ребят прошли интересные встречи, например, со звукорежиссером парка, который рассказал об особенностях своей работы, научил обращаться с аппаратурой.

Прошедшие обучение подростки впоследствии вошли в состав волонтерского отряда «Аксиома» и сейчас активно занимаются реализацией проекта «Игры и квесты». Благодаря этому обучению в отряде создана благоприятная обстановка для развития коммуникативных навыков, лидерских качеств, навыков командного взаимодействия, для социализации подростков в условиях совместной деятельности на основе методики коллективно-творческой деятельности.  

Участники проекта считают, что дарить детям радость и праздник – это тот вклад, который они могут внести сегодня для нашего общего будущего. Ребята считают, что все усилия, что они вложили в организацию и проведение праздника, с лихвой компенсируются морем позитивных эмоций, которые они получают от людей, которым несут праздник, добро, улыбку. 

Список литературы

  1. Глотова Е.В. Современные социально-педагогические технологии волонтерской деятельности // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2014/article/2014000545">https://scienceforum.ru/2014/article/2014000545</a> (дата обращения:  19.03.2019 ).</p>
  2. Ершова Н.Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. - 2007. - №2. - С. 20-23.
  3. Основы волонтерской (добровольческой) деятельности. Электр.ресурс: [URL: http.www.volonter.valaam.ru]. (дата обращения: 07.11.2009)
  4. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. №135- ФЗ- М., 1995.
  5. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. - 2009. №7. С. 6-9.