НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА

Автор: Сереброва Кристина Дмитриевна

--Страна, город: Россия, Краснотурьинск

--Место работы/учебы: ГАПОУ СО Краснотурьинский индустриальный колледж/РГППУ

Направление
Профессионально-педагогическое образование

Научная статья

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА

Сереброва К.Д

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург

Екатеринбург, Россия (620012, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11) info@minobrnauki.gov.ru

Аннотация: рассмотрена проблема мотивации педагогических работников в системе СПО. Применение эффективного контракта и конкретного круга критериев работы педагога, влияющих на стимулирующую часть оплаты труда, позволяют сделать акцент на задачах, которые необходимо решать в течение учебного года. Однако важно определить конкретные критерии эффективного контракта и избежать ситуации «скатывания» деятельности педагогов к имитации показателей вместо достижения нужного результата.

Ключевые слова: эффективный контракт, мотивация, педагогические работники, СПО

EFFECTIVE CONTRACT AS THE STATE MECHANISM OF MOTIVATION OF PEDAGOGICAL WORKERS OF SPO

Serebrova K. D

Russian state vocational pedagogical University,

Yekaterinburg

Yekaterinburg, Russia (620012, Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Mashinostroiteley str., 11) info@minobrnauki.gov.ru

Abstract: The problem of motivation of pedagogical workers in the system of SPO is considered. The use of an effective contract and a specific range of criteria for the work of the teacher, affecting the incentive part of wages, allow us to focus on the tasks that need to be addressed during the school year. However, it is important to define specific criteria for an effective contract and avoid the situation of "rolling" the activities of teachers to simulate indicators instead of achieving the desired result.

Key words: effective contract, motivation, teaching staff, SPO

В настоящее время в России вопрос о мотивации педагогической деятельности стоит особенно остро, поскольку из-за низкой оплаты труда образовательные организации ощущают на себе нехватку педагогических кадров, происходит отток молодых специалистов. Ежегодно увеличивается средний возраст педагогов, который приближается к пенсионному.               

Мотивация педагогических работников способствует:

– повышению качества и результативности образовательного процесса;

– улучшает микроклимат в педагогическом коллективе школы;

– предотвращает отток специалистов из образовательной организации.

Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].

Трудовые отношения образовательной организации (ОУ) и педагогического работника устанавливаются при условии:

  • наличия у образовательной организации СПО государственного задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем колледжа;
  • действующей системы оценки эффективности деятельности работников учреждений (структура показателей и критериев, по которым возможно оценить качество выполняемой работы), утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • утвержденной системы оплаты труда, учитывающей количество и качество затраченного труда (наличие методических разработок, уровень качественной успеваемости, наличие публикаций, участие в мероприятиях колледжа и на площадках сторонних учебных заведений и др.), утвержденной работодателем в установленном порядке;
  • системе нормирования труда работников колледжа.

Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

В свою очередь значения критериев оценки эффективности деятельности работников и условия осуществления выплат определяются на основании задач, поставленных перед ОУ СПО и включают показатели результативности и эффективности работы работника за определенный период времени, а также участие в общественной жизни ОУ.

Подтверждением оценки результативности деятельности педагогических работников служит портфолио профессиональных достижений в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития обучающихся, вклад работника в развитие системы образования за определенный период времени, а также участие в общественной жизни ОУ. Портфолио заполняется педагогическим работником самостоятельно на основе утвержденных критериев, и содержит самооценку его труда.

Анализ эффективного контракта проведен на базе ОУ СПО Свердловской области.

По критериям эффективного контракта ОУ работает с 2015 года, поэтому анализ итоговых оценочных баллов и стимулирующих выплат проведен за период с 2016 по 2018 учебные годы.

Средний показатель оценочного балла в 2016-2017 учебном году составил 26 баллов, в 2017-2018 – 28 балла, следовательно, средний показатель % стимулирующей выплаты вырос с 74 до 79%. Прирост, в среднем, на преподавателя составил 4,8%

Анализируя выполнение критериев эффективности работы педагогических работников за 2017-2018 получаем, что 26% педагогического состава по результатам работы получают 100% стимулирующей надбавки, 29% педагогического состава  получают 85-70% стимулирующей надбавки; 31%  педагогического состава поучают 70-55% стимулирующей надбавки и 14% от общего состава педагогических работников -  менее 55% (рисунок 1).

Для дальнейшего анализа необходимо сопоставить численность контингента (сравнение 2016/2017 и 2017/2018 уч гг). Данный показатель составил 100,8% Следовательно, численность контингента стабильна, следовательно можно проанализировать общую и качественную успеваемость.

Система оценки качества освоения ОПОП в ОУ включает входной текущий, рубежный контроль, промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

Динамика показателей подготовки выпускников (всех форм обучения) за 2016-2018 гг по специальностям приведена на рис 2

По всем направлениям подготовки специалистов наблюдается рост качественной успеваемости, за исключением, тех специальностей, выпуски которых не состоялись.

В целом система оценки качества подготовки обучающихся в Колледже осуществляется на всех этапах учебной работы, обеспечивая при этом обратную связь «преподаватель - студент». Средний балл, полученный в обучающимися в ходе государственной итоговой аттестации выше, чем в 2017 году и составляет 7,6%, что свидетельствует о заинтересованности преподавателя в росте качественной успеваемости студентов.

Следует отметить, что повышение качественных показателей в 2018 году достигнуто, в том числе и за счет увеличения количества выпускников заочного отделения, которые лучше мотивированы на получение отличных знаний, имеют опыт практической работы по специальности.

В данной статье проанализировано применение эффективного контракта в показателях качественной успеваемости контингента. С внедрением новой стимулирующей системы качественный показатель вырос на 7,6%, однако введение показателей и критериев качества работы педагога в дальнейшем требует тщательной апробации с участием всего коллектива заинтересованных работников.

«Эффективный  контракт»  должен  обеспечивать  такой  уровень зарплаты    педагогического    работника,    который    является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и  качеством выполненной  по трудовому  договору  работы,  заданные  работнику показатели  должны  быть  увязаны  с  показателями  образовательной организации.

 

 

Список литературы

 

  1. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. No 2190 - р
  2. Отчёт о результатах самообследования ОУ по состоянию на 1 апреля 2018 года.
  3. Положение ОУ «О применении эффективного контракта в ОУ»
  4. Аколотина Юлия Александровна. Состояние и функционирование процесса стимулирования и мотивации персонала в образовательных организациях. Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016 158с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27375168