НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

ПРОБЛЕМЫ «ВХОДА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Автор: Ковалева Елена Сергеевна

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: студент

    Место работы/учебы: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ)

Направление
Профессионально-педагогическое образование


Руководитель секции
Сеногноева Наталия Анатольевна, профессор, кафедра профессиональной педагогики и психологии, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет

Научная статья

Переход системы общего образования Российской Федерации на новые Федеральные образовательные стандарты (ФГОС), разработка и внедрение ФГОС, развитие подготовки кадров формируют новые системные требования. Такой набор требований отражен в педагогическом стандарте профессиональной деятельности педагога [4].

Существующая образовательная программа подготовки педагогических кадров во всех типах образовательных учреждений (педагогический университет, гуманитарный и классический университет) является стандартом подготовки (ФГОС) [3], который был разработан и утвержден. Эти документы не предусматривают необходимой квалификации для будущих учителей. В то же время ФГОС высших учебных заведений должны быть разработаны в соответствии с профессиональными стандартами и с Законом Об образовании [5]. В соответствии указа Президента Российской Федерации ФГОС должен быть реализован в высших учебных заведениях, на основе разработанных и признанных профессиональных стандартов [2].

Первым вопросом этой группы, которая привлекает внимание широкой общественности, является низкий уровень занятости выпускников (в основном школ). В то же время вариативность данных сильно варьируется между различными регионами и отдельными учреждениями.

В дополнение к неэффективным учебным организациям для подготовки педагогического образования есть несколько эффективных примеров. При обработке этих данных учитываются особенности регионального рынка труда (есть ли нехватка кадров), демографические тенденции, дополнительные потребности в других областях (приход специалистов со средним образованием) и других сфер образования.

Все эти факторы должны быть отражены в модели контрольных цифр приема (КЦП). В настоящее время эта модель учитывает не полные результаты трудоустройства выпускников (например, низкие результаты труда не влияют на КПЦ). Кроме того, не предполагается, что регион и университет несут ответственность за результаты обучения, финансируемого за счет конкурсного распределения федеральных субсидий.

При этом преподаватели требуются не только в системе общего образования, но и в других социальных сферах. Постановка обучения (по федеральным образовательным стандартам) вместо общей формы является более логичной и более целесообразной формой решения.

Необходимо задать главный вопрос для родителей и учащихся: в чем они больше заинтересованы:

  • Появление в школах всех выпускников вуза, то есть выпускники будут точно трудоустроены;
  • Появление только лучших выпускников.

Если образовательные организации и общество заинтересованы больше в лучших педагогах, то необходимо признать, что не все выпускники будут трудоустроены, потому что школы и высшие учебные заведения возьмут на работу только лучших.

Поэтому государственная образовательная политика должна быть направлена на повышение в этой сфере уровня занятости выпускников образовательных программ, а не на отбор лучших педагогов в будущем. Не все выпускники должны быть уверены, что они действительно "лучшие" и создать систему доступа к профессиональной деятельности.

Проверка профессиональной деятельности – это вторая проблема. Нет системы, которая бы проверяла выпускников, на сколько они подготовлены морально и физически к профессиональной деятельности. Хотя, в соответствии с законом об образовании [5], квалификация выпускника определяется дипломом о высшем образовании.

В то же время, любой учащийся, который успешно прошел государственную итоговую аттестацию (ГИА), может успешно быть допущен к профессиональной деятельности. Но сдача ГИА не показывает реальный уровень подготовки. Но есть закон [5], который предусматривает испытание с проверкой на квалификацию, для тех, кто завершил профессиональное обучение.

В Российской Федерации предусмотрен механизм пересмотра, т.е. квалификационное испытание, которое является проверкой готовности к профессиональной деятельности. В большинстве стран профессия педагога означает независимую оценку квалификации, полученную через профессиональную подготовку в университете в форме экзамена, который сдается в компетентном образовательном органе, как правило, на основе материалов, которые были разработаны профессиональной ассоциацией.

Если утвердят поручение президента РФ (о создании системы независимых центров оценки квалификации [2]) и профессиональный стандарт педагога, то это обеспечит алгоритм выбора лучших кандидатов для профессии педагога.

Третья проблема заключается в том, что необходимо представить организованное введение в профессиональную деятельность даже для лучших выпускников педагогической программы.

Различные исследования [6] показывают, что "постепенное обучение на рабочем месте" является необходимым шагом для осуществления специализированной деятельности, а также работа в условиях специально разработанной программы, вместе с наставником.

Во многих странах этот этап представляет собой долгосрочную программу упражнений (педагогическая практика) в учебном заведении. Это и будет началом для «входа» в профессиональную деятельность.

В некоторых странах этот этап предполагает начало самостоятельной деятельности в сфере образования. Использование таких программ в Российской Федерации [1] показывает, что прежде всего, молодые специалисты (педагоги) демонстрируют свою эффективность в профессиональной деятельности. Создание механизма универсальной поддержки, в том числе и психологической, также  поможет существенно сократить число непрофессиональных педагогов.

Вывод: программа модернизации педагогического образования должна быть направлена на повышение качества подготовки педагога в соответствии со стандартами профессиональной деятельности.