НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Автор: Карпей Ксения Сергеевна

--Страна, город: Россия, Екатеринбург

--Место работы/учебы: Российский Государственный профессионально-педагогический университет

Направление
Профессионально-педагогическое образование

Научная статья

Карпей К.С.

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург

Екатеринбург, Россия (620012, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11) info@minobrnauki.gov.ru

Аннотация: рассмотрены закономерности воспитания в современной педагогике, а также вытекающие из них принципы воспитания в современной педагогике.

Ключевые слова: закономерности воспитания, принципы воспитания, современная педагогика, принципы педагогики.

REGULARITIES AND PRINCIPLES OF EDUCATION IN MODERN PEDAGOGY

Karpay K.S.

Russian State Vocational Pedagogical University,

Yekaterinburg

Yekaterinburg, Russia (620012, Sverdlovsk Region, Yekaterinburg, Mashinostroiteley St., 11) info@minobrnauki.gov.ru

Annotation: the laws of education in modern pedagogy, as well as the principles of education in modern pedagogy arising from them are considered.

Keywords: patterns of education, principles of education, modern pedagogy, principles of pedagogy.

Закономерности воспитания — это устойчивые, повторяющиеся связи воспитательного процесса между отдельными сторонами и явлениями. Их применение позволяет оказывать воспитывающее воздействие на участников воспитательного процесса.

Каждому педагогу необходимо знать закономерности воспитания, так как их знание позволяет проследить путь от устаревших представлений к новым, тем самым определить правильное решение в воспитательной работе. Со знаниями закономерностей воспитания можно создать эффективную модель воспитания [3]. Также знание закономерностей позволяет сделать некоторые прогнозы в воспитательной работе, создать их оптимизацию, что приводит к повышению эффективности воспитания.

Мы можем выделить следующие закономерности воспитания:

  1. Цели и задачи воспитательной работы обусловлены законодательными, нравственными, социальными и т.д. рамками. Таким образом, воспитание является четко определенным, что несомненно говорит о том что важнейшие функции государства реализуются в воспитательной работе.
  2. Результаты воспитания зависят не только от воспитательной деятельности, но и от условий взаимодействия и их характера. Поэтому воспитательный процесс должен быть организован так, чтобы обучаемый был помещен в такую среду, которая будет для него комфортна и будет удовлетворять его потребности в данной ситуации. Важную роль в данной закономерности играет правильное сочетание воспитания и обучения.
  3. Учащийся выступает субъектом познания, чтобы процесс развития личности приобретал оптимальный характер. В соответствии с данной закономерностью преподаватель развивает стремление учащегося к саморазвитию и создает для этого определенные условия.

Закономерности воспитания реализуются с помощью использования некоторых принципов в воспитательной работе. Нужно уметь сочетать традиционные принципы с новыми, так как появляются новые закономерности, и они появляются в государственной практике или в отдельных коллективах.

Принципы воспитания — это основные положения, которыми преподаватель руководствуется в ходе построения воспитательной деятельности. Они помогают упорядочить многообразную и сложную систему воспитательной работы, определить цели и задачи, выбрать методы [1]. Принципы выступают некоторыми требованиями в воспитательной деятельности и определяют ее целостность и единство.

Мы выделим главные принципы воспитания:

  1. Принцип единства всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Он требует многостороннего воздействия на обучаемого через систему целей. Здесь присутствует разнообразие направлений, воспитание и самовоспитание гармонично связаны между собой. А также применяется комплекс методов воспитания.
  2. Ведущая роль преподавателя. Преподаватель играет главную роль в воспитательном процессе, так как именно он выбирает средства и методы воспитания, совмещает или исключает некоторые из них. Именно он подает личный пример, обеспечивает согласованность всех частей воспитательного процесса [2]. Также он выбирает виды деятельности обучаемых, организует их активность, устанавливает объем и содержание заданий, сроки выполнения, обеспечивает помощь в учебном процессе, производит контроль знаний.
  3. Организация активной деятельности обучаемых. Принцип состоит в том, что преподаватель, организуя активную деятельность, не подавляет активность обучающихся, а наоборот, делает все, чтобы поддержать их активность. Преподаватель выбирает различные виды активной деятельности, но он не должен перегружать обучающихся, активная деятельность должна быть полезной, значимой и результативной.
  4. Связь воспитания с жизнью. Этот принцип в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 9, п. 2) истолковывается как требование оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.
  5. Гуманизм в воспитании. Результаты воспитания должны быть положительны для каждого обучающегося. В соответствии с этим принципом преподаватель должен увидеть в обучающемся положительные черты и постараться развить их, так как на их основе строиться дальнейшее воспитание. При выборе методов воспитания этот принцип требует учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
  6. Опора на коллектив. На результаты воспитательной деятельности воздействует не только активность преподавателя, но и отношения, сложившиеся в группе обучающихся. Таким образом, преподаватель должен уметь не только правильно построить отношения с отдельной личностью, но и уметь управлять и контролировать микроклимат в группе обучающихся [4].
  7. Организация самовоспитания. Самовоспитание является самостоятельной целенаправленной деятельностью, которая позволяет реализовать себя наиболее полно, совершенствовать личность. Преподаватель должен научить обучающихся самоанализу, самодисциплине, самооценке и т.д., для того чтобы они могли заняться самовоспитанием.

Рассмотренные нами принципы воспитания тесно связаны между собой и каждый преподаватель может их интегрировать для того чтобы получить наилучшие результаты от воспитательной деятельности и правильно организовать активную деятельность учащихся.

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Studme.org. Педагогические принципы. Режим доступа: https://studme.org/46994/psihologiya/pedagogicheskie_printsipy
  2. Агапова Н.В. Основы общей педагогики. Учебное пособие. 2017 52 стр. Режим доступа: https://uchebnik-online.net/book/250-osnovy-obshhej-pedagogiki-uchebnoe-posobie-agopova-nv/15--6-pedagogicheskie-principy.html
  3. Гуманитарно-правовой портал. Закономерности и принципы воспитания. Режим доступа: https://psyera.ru/4335/zakonomernosti-i-principy-vospitaniya
  4. Психология. Принципы воспитания. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-vospitaniya.html