НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Автор: Воробьёва Екатерина Николаевна

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Студент

    Место работы/учебы: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Направление
Профессионально-педагогическое образование


Руководитель секции
Сеногноева Наталия Анатольевна, профессор, кафедра профессиональной педагогики и психологии, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет

Научная статья

УДК 616. 711- 002- 07

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

 

 Воробьёва Е.Н.

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Екатеринбург

Екатеринбург, Россия (620012, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11) info@minobrnauki.gov.ru

Аннотация: Какой средний возраст учителей в школах? По всей России и к примеру, на 8 школах г. Екатеринбурга. Выявление причин почему молодой учитель не идет работать в школы.

Ключевые слова: молодой педагог, школа, возраст.

CURRENT PROBLEMS OF YOUNG TEACHERS

  Vorobyova E.N.

Russian State Vocational Pedagogical University,

Yekaterinburg

Yekaterinburg, Russia (11, Mashinostroiteley St., Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, 620012) info@minobrnauki.gov.ru

Annotation: What is the average age of teachers in schools? Across Russia and for example, at eight schools in Yekaterinburg. Identifying the reasons why a young teacher does not go to work in schools.

Keywords: young teacher, school, age.

Проблема «старения» преподавательского состава актуальна для многих учебно–образовательных заведений России. Средний возраст педагога в России 50 лет. Такие данные приводятся в последнем международном исследовании TALIS 2015 года, в котором участвовала Россия [1]. Как видно из рисунка 1: 48% русских учителей - люди среднего возраста от 30 до 49 лет. Это почти половина всех учителей России, участвующих в исследовании. Если рассматривать молодых учителей в возрасте до 30 лет: это составляет 12,3%. Доля учителей в возрасте до 25 лет в два раза выше, чем в среднем по странам – участником TALIS. Доля учителей предпенсионного и пенсионного возраста от 50 до 59 лет в России составляет 30% Это больше, чем в среднем по всему исследованию. Кроме того, 10% учителей, работающих в школе, старше 59 лет.

 

Рис.1 Возраст учителей в России и средний возраст по странам – участником TALIS

 

Россия не входит в десятку «лучших» стран по показателю молодых учителей: у нас всего 12% учителей в возрасте моложе 30 лет. Для сравнения: лидер в этом исследовании – Великобритания  опережает Россию по данному показателю практически в два раза. Здесь четверть учителей моложе 30 лет. Тем не менее, российские показатели вполне благополучны на фоне средних по странам ОЭСР: 10%. И по сравнению с целым рядом других стран также "выглядит" неплохо. Например, в Италии всего 1% учителей моложе 30 лет [2].

Проведём небольшое исследование: рассмотрим 8 школ  г. Екатеринбурга и сравним возраст учителей этих школ. Разобьём учителей согласно возрасту на три группы: от 22 до 29 лет –  1 группа, от 30 до 54 лет –  2 группа, и более 55 лет – 3 группа.

 

Рис.2 Возраст учителей

Как видно из Рис. 2: во всех школах, учителя разного возраста. Но преобладает во всех школах 2 группа, где возраст учителей от 30 – 54 лет. Если сравнить  1 и 3 группу, то видно, что по численности 3 группа преобладает над 1 группой. Это означает, что учителей с возрастом более 55 лет больше, чем молодых учителей.

Сравним средний возраст учителей каждой школы. И подсчитаем средний возраст учителей  этих 8 школ.

 

 

Рис.3 Средний возраст

Из Рисунка 3 видно, что самый молодой возраст у учителей школы под № 4 – 43 года. Так же неплохие показатели этого параметра у школ под № 1, 2, 6, 8 – около 44 лет. Самый высокий показатель - у школы № 5 - 51 год. Таким образом, средний возраст учителей из этих 8 школ составил 46 лет. Это хорошие результаты для города. Но в деревнях, селах все намного хуже, чем в городских школах. Молодые педагоги по понятным причинам не хотят ехать в маленькие города, села, деревни.

Работа педагогом очень ответственна и не всякий молодой педагог сразу это осознает. Институты и колледжи заканчивают многие, но работать по профессии остаются лишь единицы. В России учителей готовят в 167 университетах.  В среднем, в год педагогические вузы и педагогические факультеты оканчивают около 100 тысяч будущих педагогов. По данным социальных опросов, лишь 10 процентов выпускников согласны работать в образовательных заведениях [3].

Однако в советское время профессия учителя была одной из самых востребованных и престижных. Но сегодня эта профессия , к сожалению, не является таковой. И выпускники педагогических вузов зачастую выбирают какую-либо другую работу и  не идут на преподавательскую деятельность .

Почему это все происходит? Каким образом можно повлиять на повышение престижа профессии учителя? Как заинтересовать выпускников вузов и колледжей, получающих педагогическое образование, пойти работать в школу? Какой должна быть система профессиональной поддержки молодых учителей? Этими вопросами задаются педагоги во всех школах по всей России. Рассмотрим на конкретных примерах причины, по которым молодые учителя не хотят идти в школы.

Первая и самая главная проблема это зарплата. Зарплата 17 тысяч рублей - средняя среди молодых учителей, а учителей начальных классов - и того меньше. Все понимают, что учитель – это массовая профессия, но, к сожалению, ей не хватает сегодня заботы и внимания со стороны государства. 

Сегодня молодой учитель получает 35000 рублей подъемных в Свердловской области. Смешно даже! Ведь даже хороший компьютер для работы на эти деньги не купишь. Если посмотреть на опыт других территорий: Пермский край - 160 тысяч.

Ряд небольших городов пытаются найти хорошего специалиста, предлагая ему самое важное для работы - жилье. Если взять к примеру Тюменскую область, то там молодой педагог получает компенсацию за аренду жилья: Размер компенсации устанавливается для каждого муниципального образования (от 2,2 до 12,2 тыс. рублей в месяц) дифференцированно в зависимости от количества членов семьи. Так, для молодого педагогического работника в городе Тюмени предоставляется ежемесячно компенсация в размере 7 200 для одинокого специалиста, 10 000 для семьи из 2 человек и 12 200 рублей для семьи из 3 и более человек.

Вторая проблема — это нагрузка. В самом невыгодном положении снова оказываются небольшие города, сельские школы, где чаще всего один и тот же  учитель вынужден быть  универсалом, и преподавать  все: от литературы до физкультуры. 

Средняя нагрузка учителя в неделю у групп, находящихся в зоне нашего внимания  очень высокая и составляет примерно не менее 25 часов, что не может не сказаться на качестве обучения. При нагрузке более 1,5 ставки учителя не всегда могут работать с должной степени эффективности.

К примеру, в г. Нижний Тагил обеспеченность преподавательским составом в городе далеко не полная. В системе образования остается 165 вакансий, отдельно в школах - 122. Большинство ставок естественно  закрыты работающими учителями.

Анализ трудоустройства выпускников также  показал неутешительные результаты. Самый высокий показатель среди студентов педагогического института был в 2016 году: 56 человек пришли работать в школы города. В 2017 году -  45. В прошлом году в систему образования поступило 51 человек из колледжей, в этом году - 47. В Нижний Тагил приехали только шесть человек из других учреждений профессионального образования региона [4].

Анализируя проблемы подобного рода, однако не надо сбрасывать со счетов и то, что на повышение престижа профессии учителя могут повлиять и сами учителя - добросовестным отношением к труду, гуманным отношением к детям, которых ему доверили, постоянное работой над собой как в виде повышения квалификации , так и плане общего развития.

 

Список литературы

  1. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) [Электронный ресурс] /под ред. Е. Ленской, М. Пинской ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 36 с. — (Современная аналитика образования. Вып. 1).— ISBN 978-5-7598-1326-2 URL:  https://ioe.hse.ru
  2. Учительская газета: сетевое издание URL: http://www.ug.ru/article/1061
  3. Российское Образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/news/education/1326/
  4. Тагильский рабочий: сетевое издание URL: https://tagilka.ru/news/news_detail/?ID=67700
  5. Состояние системы образования города Нижний Тагил по итогам 2017– 2018 учебного года [Электронный ресурс]: сборник аналитических материалов / отв. ред. Т. А. Удинцева. – Нижний Тагил : МБУ информационно-методический центр, 2018 URL: http://imcnt.ru/system/files/files/sistema_2017-2018.pd
    f