НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Управление образовательными системами

Автор: Роза Андрей Вадимович

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Магистрант, Кафедра психологии образования и профессионального развития

    Место работы/учебы: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Направление
Педагогика и психология образования


Управление образовательными системами

Education Management

 

 

Аннотация

В данной статье описан важный аспект развития образования, основные тенденции в управлении системами образования, анализ связей управления и важность решения задач обеспечения качества образования.

Изучены проблемы и противоречия реально существующих и реализующихся моделей управления образовательными системами, условия, при которых управление могло бы стать фактором непрерывного улучшения качества образования.

Ключевые слова: управление образовательными системами; образовательными системами; модели управления: обеспечения качества образования.

 

Annotation

This article describes an important aspect of the development of education, the main trends in the management of education systems, an analysis of management relationships and the importance of solving the problems of ensuring the quality of education.

The problems and contradictions of real-life and ongoing models of managing educational systems are studied, the conditions under which management could become a factor in the continuous improvement of the quality of education.

Key words: management of educational systems; educational systems; management models: ensuring the quality of education.

 

Во многих странах мира с конца XX века началось интенсивное реформирование национальных систем образования. При этом акцент сделан на реформирование управления образовательными системами с целью повышения качества образования.

Основной целью является осуществление перевода систем образования на интенсивный путь развития. Это означает, прежде всего, экспериментирование в области обеспечения качества образовательного процесса; качества образованности обучающихся и профессиональной компетентности специалистов.

Педагогический аспект предполагает оптимизацию форм, методов, приемов и средств обучения и интенсификацию воздействия на обучающиеся их новые сочетания с тем, чтобы образовательный процесс был ориентирован на актуализацию всех творческих способностей будущих и действующих специалистов.

Основа управления образованием, состав органов управления учреждениями образования.

Управление образовательными системами педагогика рассматривает в качестве воздействия внешней направленности на управляемую систему с целью обеспечить с ее стороны необходимое поведение. Управление образовательными системами регулирует Законом «Об образовании» в Российской Федерации [1], под руководством которого происходит создание определенных органов.

Создание местных (муниципальных) органов управления образованием регулирует решение местных органов самоуправления.

Деятельность органов управления сконцентрирована на обеспечении Федеральных программ развития, образовательного стандарта и работы системы образования на уровне государства.4

Отличительная особенность системы образования современности состоит в переходе от государственного к смешанному (государственному и общественному) управлению образованием.

 Сущность подобного управления состоит в объединенных усилиях государства и общества в ходе решения вопросов и проблем образования. Вместе с государственными могут быть созданы общественные органы по менеджменту системой образования. Примерами таких органов являются попечительские советы, школьные парламенты, советы учредителей, научно-методические советы, которые включают представителей учительского и ученического коллектив, родителей и общественности [2]

Современное состояние управления системой образования характеризуется процессом децентрализации, который заключается в разработке федеральными органами стратегического направления развития, в решении региональными и местными органами конкретных проблем, включая организацию, финансы, работу с персоналом, материальные проблемы. Структура системы государственно-общественного управления образованием в нашей стране состоит из нескольких уровней:

  1. федеральный
  2. региональный
  3. местный уровень
  4. уровень отдельного учреждения.

На уровнях регулируются полномочия управляющих органов, распределяется компетенция центральных, региональных и местных органов

Опыт и формы реализации различных моделей управления в образовании в предшествующие годы показывают явное тяготение педагогической общественности и всех заинтересованных социальных институтов к определению роли и места образования, его миссии в современной России. Очевидна, при этом необходимость концептуальной проработки целого ряда вопросов.

Центральной проблемной точкой в управлении образовательными системами является задача выбора таких его моделей, которые были бы наиболее адекватными современной ситуации. Существуют, однако, препятствия на пути такого выбора.

И они связаны, не в последнюю очередь, с отсутствием чётких представлений о миссии и роли той или иной образовательной системы в целостной системе национального образования. Отсюда вытекает непоследовательность в проектировании образовательного результата, образовательных практик, моделей развития образовательных систем [3].

Процессный подход в управлении образовательной системой, представленный в виде «древа» целей позволяет снизить неопределенность, гарантировать требуемый уровень качества результатов и их релевантность.

Формирование «пакета» целей, конкретизированных в задачах, в отношении сети управленческих и поддерживающих процессов, должно быть ориентировано на долгосрочные, среднесрочные и близкие перспективы развития образовательной системы.

Здесь уместно говорить о проектировании моделей управления каждым конкретным образовательным учреждением, исходя из его задач, возможностей и потенциала; сложившегося стиля управления; организационной культуры; внешних условий его функционирования.

Эти модели должны развертываться как дуальные, то есть как

  1. модели, ориентированные на управление текущим функционированием образовательной системы и
  2.  ориентированные на ее развитие [5; 6].

 Подводя итог изложенного выше в отношении управления, как «ключевого» фактора обеспечения качества образовательных систем, можно сказать, что в науке пока нет четкого и однозначного ответа на все поставленные актуальной образовательной ситуацией вопросы.

 Классические модели управления при их практическом использовании оказываются недееспособными или неэффективными в силу специфичности решаемых конкретным образовательным учреждением задач и условий протекания образовательного процесса.

В этой связи существенную роль играет фактор готовности управленческой команды в короткие сроки перестроить управление, выбрать наиболее адекватную его модель, провести необходимые организационные и структурные изменения.

Обсуждаемые направления обновления управлением образования, по нашему мнению, являются приоритетными не только для образовательных учреждений, но и для образовательных систем муниципального и регионального уровня.

 

 

Список используемой литературы

 

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года.

2. Управление образовательными системами Казарян А.С. 2016

3.Панасюк, В. П. Управление и оценка качества школьного образования: концептуальные подходы, идеи, опыт и проблемы: сб. ст. / В. П. Панасюк. - СПб.; М.: Ис-след. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2017.

4. Селезнева, Н. А. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования: дис. ... д-ра техн. наук в форме научн. докл. / Н. А. Селезнева

5. Субетто, А. И. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человечества в XXI веке / А. И. Субетто // Стандарты и качество