НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Методическая работа по повышению профессиональных компетенций педагогических сотрудников ДОУ для реализации инклюзивного образования.

Автор: Ефремова Анастасия Сергеевна

    Страна, город: Россия, Реж

    Должность, учёная степень, учёное звание: Кафедра профессиональной педагогики и психологии

    Место работы/учебы: МАДОУ "Детский сад №33"Золотой петушок"

Направление
Профессионально-педагогическое образование


Методическая работа по повышению профессиональных компетенций педагогических сотрудников ДОУ для реализации инклюзивного образования.

Ефремова Анастасия Сергеевна

Воспитатель 1 категории

МАДОУ «Детский сад №33 «Золотой петушок» г. Реж

E-mail: n.efremik@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматриваются направления методической работы по повышению компетентности сотрудников детского сада, для успешной реализации инклюзивного образования в условиях ДОУ на разных возрастных этапах.

Ключевые слова: инклюзивное образование, методическая работа, лица с ОВЗ, профессиональные компетенции.

Начиная еще с 2008 года государство ведет активную работу по модернизации образования в России. Стимулом послужило подписание конвенция ООН о правах инвалидов. Приоритетным направлением работы, согласно этому документу, является создание равных условий для получения качественного образования любому ребенку, независимо от его особенностей, включая ограниченные возможности здоровья. Основная задача состоит в том, чтобы включить детей с ОВЗ в обычный образовательный процесс. С этого момента в стране началась масштабная работа по созданию условий для реализации новой формы обучения. В «Законе об образовании в Российской Федерации», появилось понятие «инклюзивное образование», которое предполагает обеспечение равного доступа всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2, п.27).

Новые требования предъявляются ко всем ступеням образования, даже к дошкольному. В рамках детского сада образовательный процесс реализуется по нескольким направлениям: уход за детьми, воспитание, а также обучение знаниям и развитие способностей. Организовать «инклюзивное образование» в ДОУ, либо на любой другой ступени образования не так-то просто. Для начала изменения должны произойти именно на нравственном уровне, что предполагает пересмотр ценностей присущих обществу.

По данным Росстата, в настоящее время количество детей с инвалидностью постоянно растет. Если в 2016 году в России было зарегистрировано 617 тыс. чел., то на 1 января 2019 года, уже 670 тыс. чел. Невозможно найти такое дошкольное образовательное учреждение, в котором бы не воспитывались дети с ограниченными возможностями здоровья, они есть практически в каждой возрастной группе. Кроме того, за последние годы вырос процент детей с неярко выраженными отклонениями в развитии, это дети с легкой степенью выраженности первичного дефекта. Согласно международной классификации болезней это расстройства речи (F80), общие расстройства развития (F84), гиперкинетические (F90), эмоциональные нарушения и расстройства поведения (F91-98). Вследствие того, что нарушения проявляются недостаточно ярко, часто такие дети вообще вынуждены получать образование наравне со здоровыми детьми, независимо от желания или возможностей.

Трудности в процессе обучения таких детей, в группах общего вида связаны с интенсификацией обучения, с каждым годом увеличивается объем образовательной нагрузки, расширяется спектр дополнительных образовательных направлений, в результате чего, чаще всего дети с нарушениями оказываются отстающими и не достигают основной цели дошкольного образования, оказываются не готовыми к школе.

Кроме того, очень серьезные трудности возникают при решении вопроса о реконструкции самих помещений. Предполагается создание «доступной среды» для инвалидов и ОВЗ, хотя большинство детских садов просто не могут этого сделать, так как необходимы существенные финансовые затраты, а здания построенные относительно давно, не могут быть адаптированы под особых детей из-за отсутствия места.

Специальная педагогика занимается разработкой различных подходов и методов для организации совместного обучения здоровых детей с детьми с ОВЗ. Выявляет проблемы, связанные с подготовкой и переподготовкой специалистов, а также созданием необходимой нормативно-правовой базы.

Чтобы процесс введения такой формы образования как «инклюзивное», прошел успешно, необходимо подготовить и самих педагогов, следует изменить их консервативные взгляды на воспитание и обучение. Для этого первостепенной целью будет повышение уровня профессиональной компетентности в области организации и реализации инклюзивных подходов. Профессионалом можно будет считать педагога способного, а главное готового осуществить качественное дошкольное образование в единых условиях, независимо от первоначальных возможностей обучающихся. (Алехина С.В., Кожекина Т.В., Кузьмина О.С., Самарцева Е.Г. и др.) [1, 3].

Благополучие процесса реализации идеи «инклюзивного образования» во многом зависит от подготовки кадрового состава внутри каждого дошкольного учреждения. Необходимо обеспечить грамотное методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности педагогов в области работы с инвалидами и детьми с ОВЗ, чтобы обеспечить им полноценную интеграцию в современное общество в дальнейшем. Большую ценность для организации представляют педагоги, способные своевременно выделять проблемных детей, компетентны в вопросах подбора методов и форм для организации работы с ними с учетом особенностей каждого конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, все сотрудники учреждения, без исключения, должны быть готово качественно реализовывать новую форму образования, так как в «Законе об образовании в РФ» она стоит в одном ряду с общим и коррекционным [6].

Всем детским садам, работающими в современных условиях предстоит внести изменения в свою работу, так чтобы все дети, независимо от состояния здоровья имели возможность получать образовательные услуги.

Проводя анализ литературы, посвященной формированию готовности педагогов к реализации инклюзивного образования, выделилась четкая структура компетентности педагога ДОУ, на развитие компонентов, которой и должна быть направлена методическая работа. Основным, по мнению большинства ученых, является личностно-смысловой компонент (установка педагога на принятие идеологии инклюзивного образования, мотивационная направленность сознания, воли и чувств педагога на инклюзивное образование детей),не менее важен когнитивный (комплекс профессионально-педагогических знаний, необходимых для инклюзивного образования детей) и конечно же технологический (комплекс профессионально-практических умений осуществления инклюзивного образования детей дошкольного возраста) [5].

Планируя свою методическую работу по формированию профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации инклюзивного образования, следует уделить внимание каждому компоненту данной структуры. Только последовательный, комплексный подход позволит добиться положительных результатов.

Начинать работу с педагогическим коллективом следует именно с развития личностно-смыслового компонента. Самым важным можно считать именно его, так как с самого детства любая деятельность человека имеет какой-то смысл, он не сможет продолжительное время выполнять работу, не видя конечной цели или не понимая ее необходимости вообще. Так же, не стоит надеяться на качественное ее выполнение, если процесс противоречит моральным или этическим нормам человека. Поэтому первый этап будет личностно-ориентированным, предполагается знакомство сотрудников с основными идеями инклюзивного образования, его целями, задачами, а также проблемами. Основной целью данного этапа будет принятие педагогами самой идеи инклюзивного образования, если внутренне человек не разделяет мнения о необходимости и вообще возможности инклюзии в ДОУ, то дальнейший процесс научения его формам и методам реализации ее, будет неэффективным. Э. Ф. Зеер выделял в профессионально обусловленной структуре личности специалиста подструктуру профессиональной направленности, отражающую перестройку психологической структуры личности в условиях трудовой деятельности, обусловленной изменениями смысловых структур сознания, переориентацией на новые ценности, формированием на основе профессиональной позиции профессионального самосознания [2]. Даже если педагог до этого этапа был не готов или даже категорически против, к окончанию должен осознать неизбежность и необходимость изменений в системе образования. Толерантность и уважительное отношение к отличающимся людям является показателем высокоцивилизованного общества.

Второй этап работы можно назвать обучающим, так как он будет направлен на получение педагогами всех необходимых знаний, умений и навыков, которые им пригодятся в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами. Процесс повышения компетентности педагогов должен быть очень интересным и не слишком утомительным, так как научение более результативно именно в практической деятельности, то предлагается использовать следующие формы работы с педагогическим коллективом: круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, деловые игры, мастер-классы, квесты, презентации. Очень важен данный этап, можно даже назвать его основным, потому что все, то что усвоят педагоги в процессе его реализации, то и смогут применять в будущем в своей работе. Следует ответить на все интересующие сотрудников вопросы, познакомить со всеми категориями лиц с ОВЗ, детально рассмотреть существующие подходы к обучению и воспитанию каждой из них, научить организовывать предметно-развивающую среду в каждой возрастной группе с учетом возможностей и потребностей детей с ограничениями, обучить методам и приемам включения их в обычный образовательный процесс, не создавая дискомфорта для остальных воспитанников. Кроме того, необходимо донести до педагогов, что очень важно создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе детей, воспитывать толерантность, умение сопереживать другим, а также уважать их, даже если они отличаются от нормы. Именно поэтому данный этап будет вторым, после того, как сами педагоги смогут принять необходимость инклюзивного образования и уважительно начнут относиться к лицам с ОВЗ и инвалидам.

Заключительный этап предполагает рефлексию деятельности каждого педагога в отдельности, а также оценку результатов проведенной методической работы. Это не менее важный этап, так как позволит с помощью самоанализа и самооценки выявить уровень значимости данного обучения для сотрудников, а также продемонстрировать полученные знания, умения и навыки перед коллегами. Необходимо дать возможность каждому участнику оценить свой уровень компетентности в вопросах инклюзивного образования, продемонстрировать результаты работы в период обучения, выслушать замечания или рекомендации к работе методиста по данному направлению. Для этого можно использовать проектные методы, методы экспертной оценки, предложить поучаствовать в конкурсах или опубликовать статьи из опыта работы.

При организации методической работы, необходимо обеспечить личностную заинтересованность педагогического коллектива в обучении, так как это залог получения максимально положительных результатов. Важно донести до сотрудников, что главной целью данного комплекса мероприятий, является оказание реальной действенной и своевременной помощи в совершенствовании их профессионального мастерства. Грамотно выбранные формы и методы взаимодействия с коллективом, помогут администрации наладить взаимосвязь с работниками, педагоги станут активными участниками образовательного процесса, будут чаще проявлять инициативу, научатся открыто излагать возникающие проблемы и предлагать совместные пути решения. Реализация инклюзивного образования повлечет изменения в подходах к работе не только отдельных сотрудников, но и всей организации в целом, так как добиться успеха в работе по данному направлению возможно лишь путем приложения совместных усилий администрации и педагогов.

Список использованных источников

1.              Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. - № 1. – С. 83-92.

2.              Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – М. : Академия, 2006. – 240 с

3.              Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. …канд. пед. наук:13.00.08. - Омск. - 2015. - 319с. 

4.              Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17

5.              Самарцева Е.Г. Проблема профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей // Образование и общество – Орел, 2016. – № 2 (97). – С. 57 – 60. (

6.              Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www. rg.ru / 2012 / 12 / 30 / obrazovanie - dok.html.