НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Организация инклюзивного образования для детей с ОВЗ интеллектуального развития в современном мире

Автор: Ефимова Тамара Александровна

    Страна, город: Россия, г.Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Первая категория

    Место работы/учебы: ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

Направление
Профессионально-педагогическое образование


Ефимова Т.А.

ФГАОУ ВО Российский государственный

 профессионально-педагогический университет, Россия Екатеринбург

Екатеринбург, Tomik-leo@mail.ru

Организация инклюзивного образования для детей с ОВЗ интеллектуального развития в современном мире.

Аннотация: Содержание коррекционного образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка.

Ключевые слова: Социализация. Социальная адаптация. Интеграция.

         Дети с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, у них относительно меньшие возможности общения с окружающим миром. У них наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне эмоциональной обыденности имеет место снижения эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое.

         Они практически не стремятся к самостоятельности и остаются индифферентными к своим достижениям.

         Детей, о которых будет говориться в моей работе, называют детьми-инвалидами. Эти дети особенные, не такие как все. У них все по-другому и развитие, и восприятие мира и поведение. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают. А образовательное учреждение – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность.

         Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно она протекает в детстве и юности.

         Дети с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, у них относительно меньшие возможности общения с окружающим миром. У них наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне эмоциональной обыденности имеет место снижения эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое.

         В современном мире предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям человека. Очевидно, что дети с ОВЗ, в том числе с нарушением интеллекта, испытывают трудности в адаптации к социуму.

         Анализ социального состава учащихся показывает, что большинство детей имеют неблагоприятные социальные условия для развития и обучения.

Содержание коррекционного образования и воспитания этих детей в условиях образовательного учреждения имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка.

         Важным для педагогов является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.  Уроки должны проводиться методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагогам надо стараться, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами.

         Специфика работы с детьми с ОВЗ заключается в создании условий для достижения определенного уровня культуры поведения, законопослушания, формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью. Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы является активизация взаимоотношений детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми.

         Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация приспособления может рассматриваться и как составная часть социализации, и как её механизм.

         Адаптация ребенка к новой для него среде — сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения. Адаптация человека — процесс двусторонний; он не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения, к которой относятся — жилища, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и так далее. Механизмы адаптации весьма различны, поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологическую, 2) социальную и 3) этническую (как особый вариант социальной) адаптацию.

         Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление, прежде всего к условиям и характеру учебы, а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту.  Этот процесс тесно связан с процессом социализации индивида, интериоризации общественных и групповых норм.         Социальная адаптация предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности, так и активное целенаправленное их изменение.

         Сложнее всего адаптация проходит у детей с ОВЗ. Ребёнок, появляясь на свет, изначально не владеет социальным навыками. Всему он учится от своих родителей, подражая им или моделируя поведение от членов семьи. В какой среде ребёнок находится, такой образ поведения он примет в обществе.

         Анализируя данную ситуацию можно с уверенностью сказать, что навыки самообслуживания детей с ОВЗ сформированы частично. Правильнее их будет даже назвать набор элементарных умений.

         Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм.

         Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

         В связи с этим в учебном заведении должна выстраиваться планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.

         Коррекционная работа должна вестись в тесном сотрудничестве с семьями учащихся.

         Очень важна толерантность родителей и обучающихся. Для этого надо проводить родительские собрания и классные часы для детей.

Вывод:

            Возможность  общаться со здоровыми сверстниками для обучающихся,  это общение и так происходит в повседневной жизни. Ведь дети с интеллектуальными нарушениями также посещают всевозможные  мероприятия, как и их  сверстники, не имеющие интеллектуальных нарушений: ходят в музеи, театры, ездят на  экскурсии,  гуляют, что позволяет осуществлять главную задачу -   адаптацию к   жизни в обществе.

         Кроме того одна из целей специальных (коррекционных) образовательных учреждений,  способствовать социальной адаптации и интеграции в общество детей с интеллектуальными нарушениями. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики.

         Интеграция  детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к ОВЗ. 

 

 

Список использованных источников

 

      1. Алмазова О. В. Психолого – педагогическое диагностика: учебное пособие. Гриф УМО/О. В. Алмазова. – 2-е изд.перер. и доп. – Екатеринбург, Урал.гос.пед.ун-т; Институт спец.образования УрГПУ, 2014. – 305с.

      2. Кумарина Г. Ф., Токарь И. Е. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа и методические рекомендации. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 44с.

      3. Умникова Е. Л, Кречетова Е. В, Мухаметьянова Н. А. Проектирование индивидуальных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «екатеринбургский Дом Учителя», 2012. – 93 с.