НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

ЗНАЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Автор: Бурмышева Ольга Васильевна

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Воспитатель, 1 квалификационная категория

    Место работы/учебы: Филиал детского сада "Детство" - детский сад №318

Направление
Профессионально-педагогическое образование


О.В. Бурмышева

O.V. Burmysheva

ФГАОУ ВО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Russian state vocational pedagogical university, Ekaterinburg

rubinolga@mail.ru

 

ЗНАЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

VALUE OF CONTINUOUS EDUCATION FOR TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация: В статье рассматривается важность непрерывного образования преподавателей дошкольной образовательной организации в связи с загруженностью и графиком работы, если это необходимо для выполнения новых требований к профессиональному развитию учителя.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное педагогическое образование, система непрерывного педагогического образования.

 

Знания всегда играли главную роль в жизни человека. Сегодня интеллектуальные ресурсы, информация и знания, а также способность правильно их использовать являются решающим фактором развития личности. На данный момент мы можем говорить о появлении нового этапа, где управление знаниями является одним из самых перспективных и быстро развивающихся направлений, как науки, так и практики.

В нынешних условиях развивающегося общества появляются новые требования к уровню образования граждан и наиболее актуальной становится проблема подготовки педагогических кадров, способных эффективно решать профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях.

Следовательно, становится актуальным вопрос о такой системе педагогического образования, которая могла бы обеспечить постоянный профессиональный рост учителей на протяжении всего периода активной педагогической деятельности. Такая система предполагает возможность непрерывного совершенствования педагогом в сфере его профессиональной деятельности, что в современной научной литературе соответствует понятию "непрерывное образование", которое можно трактовать как процесс повышения общего и профессионального уровня образования личности, развития соответствующих способностей при жизни [9].

Процесс непрерывного образования обеспечивается существующей педагогической системой и реализуется в сочетании взаимосвязанных компонентов этой системы, что способствует приобретению, углублению и расширению общего образования, профессиональной компетентности, гражданской и зрелой личности [8]. Целью системы непрерывного образования является создание благоприятных условий для развития личности учителя в разные периоды жизни (профессиональное обучение, профессиональная деятельность), что проявляется в следующих задачах:

Задачи, отражающие интересы государства (создание условий для обеспечения права каждого человека на образование на протяжении всей его жизни [7. Статья 3], повышение квалификации, переподготовка педагогических кадров, благоприятные условия для социально-профессионального развития личности учителя);

- Задачи, связанные с интересами общества (разработка механизмов расширенного воспроизводства профессионального и культурного потенциала общества, страны [12, стр. 168], модели сохранения, развития и взаимного обогащения педагогического опыта различных национальных культур на основе общечеловеческих и педагогических ценностей);

- Задачи, основанные на интересах личности (удовлетворение познавательных запросов и духовных потребностей учителя, развитие его способностей через интеграцию образования.

Анализ этой системы позволяет выделить функциональные и структурные компоненты в рамках непрерывного педагогического образования. В качестве функциональных компонентов этой системы, характеризующих целеустремленную систему педагогического образования и отражающих специфику и многоаспектный характер педагогической деятельности, педагоги выделяют следующие функции:

- Аксиологическое - определение в качестве аксиологических основ существующего педагогического образования и его дальнейшее развитие системы универсальных и профессиональных педагогических ценностей, отражающих специфику педагогической деятельности [15];

- Перевод - передача накопленных обществом педагогических ценностей и традиций, сохранение и переосмысление прогрессивного педагогического опыта прошлого, разработка на этой основе современных социально-педагогических ориентиров педагогического образования;

- Деятельность - формирование процесса педагогического образования на основе обучения знаниям, навыкам и навыкам, необходимым для успешной самостоятельной деятельности, и расширение педагогического опыта, развитие потребности в творческой трансформации педагогической реальности;

- Педагогическое - обеспечение учащихся базовыми знаниями основ педагогической теории и практики, соответствующими профессиональными навыками и навыками, качествами (интерес к профессии учителя, коммуникативность, педагогический такт, профессиональная деятельность и т. д.), необходимыми для успешной педагогической деятельности и т.д.

Конкретная цель и задачи рассматриваемой системы определяют ее структуру. Важно отметить, что эта система включает в себя элементы, связанные не только с приобретением будущих педагогов профессиональных знаний, умений и навыков, но и учитывает их личностное развитие, формирование профессиональных - и личностных - значимых качеств.

Таким образом, приобретение педагогической грамотности включает в себя минимально необходимый уровень готовности личности к проведению самостоятельной педагогической деятельности. Этап освоения педагогической культуры помогает, учителю не только понять существующие педагогические ценности, но и дает возможность адекватно оценить свое личное участие в развитии образовательной системы, педагогической теории и практики.

Таким образом, прогресс учителя на этапах профессионально-личностных преобразований отражает структуру и содержание личностного роста в системе непрерывного педагогического образования, что предусматривает решение задач развития личностных характеристик и профессионального совершенствования предмета педагогической деятельности в разные периоды его жизни. В качестве этапов личностного роста непрерывного педагогического образования выступают:

- Этап деятельности - формирование процесса педагогического образования на основе обучения знаниям, навыкам и навыкам, необходимым для успешной самостоятельной деятельности, и расширение педагогического опыта, развитие потребности в творческой трансформации педагогической реальности;

- Трансформационный этап - создание условий для изменения когнитивных, эмоционально-волевых и деятельностных сфер личности учителя (формирование познавательной, социально-нравственной, профессионально-педагогической ориентации личности учителя, развитие когнитивных и профессиональных интересов, социальных и профессиональных взглядов, ценностных ориентаций и т.д.);

Нравственно-гуманистический этап - построение непрерывного педагогического образования на основе общечеловеческих и педагогических ценностей, создание условий для развития человечества в отношениях субъектов педагогической деятельности;

- Интеграционный этап - обеспечение единства и взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации личности, теоретических, практических и морально-психологических составляющих готовности к педагогической деятельности, педагогической теории и педагогического опыта и т.д.

Таким образом, система непрерывного педагогического образования - динамичная, переменчивая, открытая, социальная, персональная и практическая педагогическая система, внедрение которой обеспечивают государственные и общественные учреждения. Целью этой системы является создание благоприятных условий для развития личности учителя в различные периоды жизни (предпрофессиональное, профессиональное обучение, профессиональная деятельность). Структура системы непрерывного педагогического образования представлена двумя взаимосвязанными подсистемами - личностными и статусными аспектами. Статусный аспект (продвижение преподавателя по уровню профессионализма) в структурном отношении включает такие компоненты, как предпрофессиональное, профессиональное образование, повышение квалификации. Этот аспект реализуется посредством формального, неформального и неформального образования. Функции статусного аспекта: ориентирование, образовательный, нормативный. Личностный аспект системы непрерывного педагогического образования характеризует прогрессивные изменения уровня готовности учителя к педагогической деятельности (от уровня профессиональной грамотности до уровня профессиональных навыков, культуры). Этот аспект выполняет несколько функций в единстве: деятельность, трансформационная, морально-гуманистическая, интеграционная. Реализация в единстве компонентов системы непрерывного педагогического образования обеспечивает успешность подготовки педагогических кадров и позволяет создать условия для самореализации учителя на основе постоянного самосовершенствования.