НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Инженерные соревнования как инструмент эффективной технической подготовки в образовательном процессе

Автор: Сотникова Мария Дмитриевна

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии

    Место работы/учебы: РГППУ


Соавторы: Научный руководитель - Сеногноева Наталия Анатольевна

Направление
Профессионально-педагогическое образование


ИНЖЕНЕРНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ENGINEERING COMPETITIONS AS A TOOL OF EFFECTIVE TECHNICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Аннотация. Данная статья посвящена такому интенсивному формату в образовании как инженерные соревнования, способам поиска и алгоритму их выбора, зачем они нужны наставнику и команде, а также раскрывается значимость роли наставника до и после интенсива.

Abstract. This article is devoted to such an intensive format in education as engineering competitions, methods of search and algorithm of their choice, why they are needed by the mentor and the team, and also reveals the importance of the role of the mentor before and after the intensive.

Ключевые слова: инженерные соревнования, проектное обучение, наставник, интенсив, команда, тайм-лайн, soft-skills, hard- skills, рефлексия.

Keyword: engineering competitions, project training, mentor, intensive, team, timeline, soft-skills, hard-skills, reflection.

 

          Интенсивные форматы образования, которые сейчас используются не только при обучении прикладным навыкам (например, иностранному языку), но и активно применяются в сфере профессионального, высшего образования и корпоративного обучения, стали одним из наиболее распространенных способов организации дополнительного образования, в том числе в неформальном секторе. Владение способами организации таких форматов является важным элементом профессионализма педагога всех ступеней образования. Но не менее важно это и для практик наставничества, реализующих цели воспроизводства кадров для технологического развития, прежде всего, инженерных кадров.

          В современной России, как и во всем мире, инженер должен одновременно обладать культурой проектирования и уметь продвигать свои идеи, чтобы они меняли окружающую реальность, не оставаясь публикациями на бумаге или в интернете, поскольку именно использование результатов проектной деятельности во внешнем мире является критерием успешности затраченного труда и оценкой профессионализма участников команды. Именно поэтому в учебе будущих инженеров нужно использовать форматы, максимально вовлекающие в деятельность. То есть учить через деятельность, в процессе решения реальных профессиональных и актуальных для общества проблем и задач — так, чтобы способы деятельности осваивались в специально организованных условиях, предполагающих рефлексию этих способов.

Проектное обучение, как и другие форматы деятельностного образования, позволяет поставить учащегося в ситуацию, когда у него возникает мотивация самостоятельного получения знаний и понимание того, чего именно ему не хватает для дальнейшего развития. При этом ученик оказывается поставлен в ситуацию, когда готовых ответов на задачу нет, ему необходимо самостоятельно проанализировать ситуацию, выявить проблему и предложить ее решение. Так формируется мышление и только так можно выйти к новой идее, попробовать то, что до тебя мало кто пробовал.

Таким образом, ученик перестает быть только воспринимающим звеном в образовательном процессе и занимает в нем активную позицию. Он способен быть не только исполнителем, но и изобретателем в полном смысле этого слова; не только постигать практики настоящего, но и включаться в создание практик будущего.

Интенсивные форматы выполняют роль «временных территорий», на которых могут разворачиваться новые практики. Тематика их может быть совершенно разной: от работы с проектированием космической техники (спутников) и моделирования работы космических аппаратов на орбите до решения предпринимательских задач в сфере работы с большими данными. Не менее разнятся и типы результата такой работы: интенсивы могут быть посвящены генерации идей, созданию организационной модели, производству прототипа, даже внедрению предварительно разработанного проекта в практику.

Таким образом, для наставников проектной деятельности и руководителей технологических кружков интенсивные форматы образования могут выполнять различные функции, которые будут являться важным дополнением к той регулярной деятельности, которая ведется на «постоянных территориях» — программах дополнительного образования, профориентационной работы, проектном обучении в рамках кружка и т. д.

При этом не стоит забывать, что интенсивные форматы не могут решить целый класс педагогических задач, например, освоение фундаментальных научных принципов, формирование предметного мышления и других, для которых требуются пролонгированные формы образования. Также реализация проектов полного жизненного цикла — от порождения идеи до ее внедрения — требует пролонгированных форм занятий в том случае, если речь идет о проектировании сложного решения до стадии создания продукта для его реализации в реальной деятельности. Интенсивные форматы в таком случае являются именно дополнительными формами со своими уникальными функциями. Одним из важнейших преимуществ интенсивных форматов является возможность для внешних экспертов и партнеров принять непосредственное участие в работе проектных команд и участников интенсива. Удобный случай собрать в одном месте, в одно время и на одном мероприятии экспертов, специалистов, стейкхолдеров и учащихся разных поколений — это условие для появления уникальной развивающей среды, которой может воспользоваться наставник в своей работе.

Интенсив может выполнять ряд функций в жизненном цикле образовательной организации:

  • Выступать способом проверки успешности образовательной методики, использующейся в кружке, бенчмаркингом, позволяющим соотнести уровень подготовки одних участников с другими
  • Быть ориентиром для работы в кружке, задавать целеполагание и требования к его образовательной программе

Например, организовать на базе кружка площадку по подготовке к Олимпиаде НТИ или другим инженерным соревнованиям; подготовить проект для конкурсного отбора на смену «Большие вызовы» в ОЦ «Сириус»

  • Запускать новый цикл работы в кружке

Например, если участник заинтересовался новой тематикой или по совету эксперта на хакатоне переориентировал свой проект

В настоящее время в России существует большое количество инженерных соревнований, конкурсов, выездных школ, которые могут способствовать формированию культуры проектирования и решения комплексных социотехнологических (в том числе предпринимательских) задач.

Наставник, который занимается развитием участников своей команды, должен при этом:

Понимать преимущества и ограничения различных типов интенсивов

  • Уметь гибко ориентироваться в существующих возможностях и использовать их для развития своих подопечных
  • Помогать участникам осознанно выбирать мероприятия для участия и рефлексировать успешность этого выбора после
  • Понимать свои роль и задачи, а также роли и задачи других людей в ходе интенсива
  • Организовать собственное интенсивное мероприятие, если ничего подходящего для его подопечных нет

Далее речь пойдет о том, как инженерные соревнования могут помочь прокачать команду и чем они полезны для её наставника.

Инженерные соревнования — события, в ходе которых команда участников должна к определенному сроку продемонстрировать работающее изделие (продукт), четко соответствующее заданным требованиям. В зависимости от регламента изделие либо разрабатывается заранее и привозится на испытание, либо создается прямо во время соревнования.

Участие в инженерных соревнованиях может стать органичной частью траектории команды школьников или студентов. Цели, которые может преследовать наставник, решивший подготовить команду к таким соревнованиям:

  • Получить внешнюю оценку своих навыков и деятельности

Инженерные соревнования помогают участникам соотнести свой уровень подготовки с другими. Ведь легко потерять объективное представление о своем уровне, если заниматься проектной деятельностью только у себя в кружке. И победа, и поражение могут стать мощным источником мотивации для команды

  • Сформировать у участников ряд универсальных умений и навыков:

- Работа в команде, в том числе умение аргументировано высказывать свое мнение и слушать членов команды, фиксировать результаты обсуждений и разделять зоны ответственности, договариваться о стыковке результатов выполнения подзадач с другими членами команды

- Умение декомпозировать задачу на подзадачи

- Планирование и тайм-менеджмент: умения проанализировать график соревнования, выделить контрольные точки, оценить сложность выделенных задач, составить график работы и соблюдать контрольные сроки

- Анализ и соблюдение внешних требований к результату работы

- Доведение изделия до работоспособного состояния, работа на результат, умение не опускать руки даже в условиях, когда не получается

  • Погрузить в инженерную область

Для решения ключевых задач соревнования участникам обычно приходится глубоко погружаться в тематику и технологии. Это дает предметные знания и умения и позволяет посмотреть на инженерную деятельность изнутри, примерить профессию инженера на себя

  • Расширение кругозора

Новые знакомства, новые места, новые вызовы. Один из способов показать позитивную часть мира за пределами школы, колледжа, вуза, что полезно для взросления и формирования мотивации, развития и личностного роста

В течение учебного года проводится большое количество инженерных соревнований для школьников и студентов всех уровней.

Главное — это не потеряться и выбрать то, что действительно будет интересно и полезно вашим ученикам. Списки и календари инженерных соревнований можно найти на следующих сайтах:

  • Олимпиады для школьников (olimpiada.ru)
  • Конкурсы и соревнования для студентов (sci.ru)

При сборе информации о соревновании имеет смысл использовать все доступные источники:

  • Сайт соревнования

Тут можно найти официальные документы, такие как положение, регламент соревнования и опубликованные задания прошлых лет, которые позволят оценить уровень заданий

  • Группы в социальных сетях

Тут можно почитать отзывы участников и коллег, понять стиль общения организаторов и найти актуальную информацию и фотографии, проверить наличие живого сообщества участников соревнований

При выборе соревнований обязательно следует обратить внимание на следующие параметры:

  • Тема соревнований

Наличие практической части, критерии и методы оценки. Тема соревнования и задание должны быть интересны и близки не только участникам, но и вам. Не стоит участвовать в соревнованиях, если отсутствует или слабо выражена практическая часть, позиционирование соревнования и реальное содержание радикально не совпадают, система оценки не сбалансирована или принципиально не работоспособна.

  • Сложность входа и процедуры допуска до очных испытаний

Проверьте, что на площадке есть все необходимое оборудование и что у участников есть необходимая квалификация. Не стоит участвовать в соревнованиях, если для подготовки к соревнованиям требуется наличие специального оборудования и/или расходные материалы, которых нет, не предложены доступные аналоги, для участия в соревнованиях требуется крупный входной взнос, нет прямого или прозрачного отбора на очные испытания.

  • Требования к участникам

Убедитесь, что предметные знания и умения, которые требуются в соревновании, коррелируют с направлением развития ваших подопечных. Нет необходимости в полном совпадении, особенно в 8−10 классах, но желательно, чтобы приобретаемые знания хотя бы логично дополняли имеющиеся. Если соревнования командные, то посмотрите, какие требования выдвигаются к командам и ролям участников — смогут ли ваши ученики взять на себя ту или иную функцию. Не стоит участвовать в соревнованиях, если нет участников с нужными компетенциями, команда плохо готова, и вы не успеете ее подготовить.

  • График соревнований

Необходимо посмотреть ключевые сроки и убедиться, что все ваши ученики смогут участвовать во всех необходимых этапах. Обратите внимание не только на очную часть, но и на самые интенсивные периоды заочной работы и отбора. Если у кого-то из участников возможно параллельно несколько соревнований, то обязательно продумайте план Б. Убедитесь, что у вас есть время на подготовку к соревнованиям и вы сможете подготовить участников согласно требованиям организаторов. Не стоит участвовать в соревнованиях, если ключевые члены команды не смогут принять участие, дата соревнований настолько близко, что ни подготовиться, ни нормально организовать участие вашей команды у вас нет времени.

  • Расходы и логистика

Идеально, когда все расходы находятся на стороне организаторов. Если это не так, то стоит заранее подумать, где взять средства или кто сможет покрыть расходы. Если расходы покрывают сами участники, то вам нужно быть уверенным, что они понимают пользу, которую получат от соревнований. Не стоит ли участвовать в таких соревнованиях, если расходы по участию полностью ложатся на самих участников.

  • Организация соревнований и преференции участникам

Ответы на эти вопросы пригодятся для мотивации участников и обоснования ценности соревнования для администрации образовательного учреждения. Мотивацией к участию в соревнованиях, помимо каких-либо других призов, может выступить льготы при поступлении в вуз (для школьников) и в магистратуру (для студентов). Не стоит участвовать в соревнованиях, если расходы и усилия, приложенные для участия в соревновании, много выше эффекта от соревнований.

Итак, вы, как наставник, изучили разные инженерные соревнования и выбрали наиболее подходящие для вас. Следующий шаг после выбора соревнования — привлечение ваших подопечных к участию.

Есть несколько базовых вещей, которые полезно сделать:

  • Информирование будущих участников

Поместите объявления около кабинета или рядом с расписанием занятий, расскажите о соревновании на уроке (лекции), пригласите лично тех участников, которых вы видите в команде и для которых участие в соревнованиях будет особенно полезно. Важно интересно описать задачу соревнования и показать возможные плюсы от участия.

На сайтах соревнований организаторы часто размещают различные информационные материалы для печати: флаеры, постеры, наклейки и др. Распечатайте их, повесьте постеры в классе, а флаеры и наклейки раздайте участникам.

  •  Событие или тематический урок

Можно подготовить внеклассное занятие или урок на тему соревнований, например, игру «Что? Где? Когда?», или взять с сайта соревнования материалы для проведения такого занятия.

  •  Формирование команд

Здесь происходит «подтверждение намерений», когда все участники берут на себя обязательства по участию в работе в конкретное время. Формируя команды, следует учитывать пожелания самих участников и требования к командам организаторов соревнований, т. е. учитывать наличие компетенций у членов команды, и если их не хватает, то наметить совместный план действий по их формированию.

  •  Визуализация календарного графика соревнования

Его удобно представить в виде тайм-лайна или диаграммы Ганта. Для красивой отрисовки можно воспользоваться табличным редактором Еxcel или онлайн-сервисом. На временном графике нужно обязательно отразить этапы подготовки и точки проверки результатов.

Чтобы составить реально работающий план-график, начинайте отсчет времени от даты проведения соревнования к дате, в которой вы с командой находитесь. Важно понимать сколько времени вам понадобится на те или иные работы. Такое планирование поможет вам определить, успеете ли вы подготовиться к соревнованиям, в какое время работа должна быть более интенсивной и в какой момент целесообразно проверять результаты.

  •  Выработка правил работы и коммуникации

Выработайте совместно с участниками правила работы и коммуникации и зафиксируйте их. Согласуйте график очных встреч и механизм фиксации решений.

Современные школьники и студенты почти не пользуются электронной почтой, поэтому можно создать для участников закрытую группу в WhatsApp или в сети «ВКонтакте», где можно общаться и публиковать всю необходимую информацию и материалы.

На старте эти действия могут казаться обременительными, но без них сложно будет успешно реализовать комплексную задачу подготовки к соревнованиям. Кроме того, они направлены на формирование универсальных умений и навыков, о которых мы говорили в начале модуля.

Представим, что у вас есть команда и соревнования, в которых запланировано участие, есть календарь соревнований и даже план подготовки. Необходимо ещё разобраться с тем, к чему готовить, как готовить и на чем готовить, т. е. что для этого можно использовать. Проверьте сами правила регистрации, наличие всех участников вашей команды в списках. Если есть отдельная регистрация для наставников — зарегистрируйтесь.

Основные задачи наставника:

  •  Анализ задания соревнования и его декомпозиция на задачи

После создания списка задач проверьте, покрывает ли он все необходимые элементы оценки. Если задание соревнования не опубликовано, ориентируйтесь на задания прошлых сезонов.

  •  Подготовка оборудования и расходных материалов

Если для решения задач потребуется оборудование и расходные материалы, то необходимо решить этот вопрос. Поставьте в известность руководство вашего образовательного учреждения о подготовке участников к соревнованиям и о необходимости закупки, аренды или использования оборудования. Организовать работу участников на оборудовании можно в детских технопарках, фаблабах, в ЦМИТах.

  •  Анализ подготовительных материалов

Поиск и выделение задач, которые могут помочь в выполнении задач основного списка.

  •  Анализ подготовительных мероприятий

Многие соревнования предполагают проведение подготовительных хакатонов, учебно-тренировочных сборов и т. д. Полезно учитывать эти активности на этапе планирования.

  •  Обсуждение задач и распределение их между членами команды

Фиксация договоренностей о том, как соединяются разные части задания между собой.

  •  Корректировка календарного графика работ с учетом тайм-лайна

соревнования и выделенных задач

На этом этапе может быть полезно доработать диаграмму Ганта, полученный рисунок разослать всем участникам проекта, а также распечатать и повесить в месте, где будут проходить встречи.

 

 

 

Ваши задачи, как наставника, в этот период будут следующими:

  •  Организационное обеспечение встреч и рабочего процесса

У вас всегда должно быть место проведения встреч и занятий, оборудованное необходимыми средствами. Занятия и встречи должны стоять как в вашем расписании, так и в расписании учеников. Руководство вашего образовательного учреждения должно быть в курсе данных занятий

  •  Формирование навыков командной работы (soft skills) и отслеживание внутрикомандных взаимодействий

Эффективно работать в команде участникам непросто, и этому надо обязательно учить. Наблюдайте за своими подопечными и, если они с чем-то не справляются, помогайте им. Если вы заметили, что возникли трудности, помогите их разрешить сразу, не откладывая на потом. В случае крайней необходимости переходите в режим модерации и улаживания конфликтов. Если у вас мало опыта в работе с конфликтными ситуациями, воспользуйтесь рекомендациями:

  •  Контроль соблюдения графика работ
  •  При необходимости — переформирование команд

Ситуация нестабильности в команде может длиться почти до самого момента соревнований. Договоритесь с участниками и зафиксируйте в правилах точку, когда переход из команды в команду будет невозможен. Следите за тем, чтобы в команде каждый участник понимал свою роль, и чтобы у него было достаточно компетенций для выполнения этой роли. Если есть дисбаланс, то можно либо переформировать команду, либо усилить программу подготовки для отдельных участников

  • Взаимодействие с организаторами соревнований в период отборочных испытаний

Бывают ситуации, когда автоматизированные системы проверки не принимают ответы, которые участники считают правильными. В такой ситуации иногда имеет смысл написать в техподдержку и спросить, все ли корректно работает.

  • Создание условий и помощь участникам в освоении оборудования и формировании технических навыков (hard skills), необходимых для выполнения задания

Чтобы участники овладели важными для соревнования навыками, например, сборкой и тестированием электрических схем и электронных устройств, программированием микроконтроллера Arduino, тестированием и отладкой программ, работой с датчиками и т. д.

Не пренебрегайте мероприятиями в области инженерно-технического образования, которые проводятся в вашем городе или регионе: хакатонами, интенсивами, экспресс-курсами и т. д. Это прекрасный ресурс для развития навыков и проверки команды.

  • Помощь в освоении теоретической базы как на этапе подбора материалов, так и на этапе обсуждения прочитанного

Теоретические знания и навыки программирования можно развивать у участников с помощью открытых онлайн-курсов. Обычно организаторы соревнований публикуют ссылки на открытые курсы и материалы, которые могут изучать будущие участники соревнований. Если же таковых нет, мы рекомендуем изучить списки курсов на открытых образовательных платформах: Stepik.org, coursera.org, lektorium.tv, universarium.org, postnauka.ru, openedu.ru.

  • Организация поездок на выездные мероприятия (по мере необходимости) и соревнования

Будет прекрасно, если вы будете сами сопровождать свои команды на соревнования. Это может придать уверенности вашим подопечным, а у вас будет возможность наблюдать за ходом соревнований, общаться с другими наставниками и принимать участие в образовательных мероприятиях, если такие запланированы. Если предстоит поездка, проверьте требования организаторов соревнований к участникам (обычно список необходимых документов публикуется на сайте соревнований). Проведите также встречу с родителями несовершеннолетних участников и проверьте наличие всех необходимых документов (приказ о поездке, справки, доверенности и т. д.) на каждого, выясните у родителей ограничения по здоровью участников (особенности питания, аллергии, постоянный прием лекарственных препаратов и пр.).

Итак, соревнование позади, ваши подопечные возвращаются домой. Результат и успех может быть разным, поэтому ваша работа еще не закончена, остался ещё один важный этап — рефлексия. На ней может быть полезно:

  • Собрать и проанализировать факты

- Первый комплект (задания соревнований) — какие были задания на разных этапах, какие были поданы решения, какие результаты получены.

- Второй комплект (как работала команда) — по какому принципу были сформированы команды, как распределялись задачи внутри команды и кто, что и почему реально делал; как взаимодействовали участники внутри команды, какие возникали проблемы

- Третий комплект (компетенции и подготовка) — каких навыков и знаний не хватило, на каком этапе сошли с дистанции, как была организована подготовка, к чему и как готовились, что пригодилось на соревнованиях. Это хорошо оговорить до начала обсуждения, чтобы вы могли сделать его максимально конструктивным

  • Обсудить, что получилось хорошо. Похвалить друг друга
  • Обсудить, что бы сделали иначе и где возникли трудности

Обратите особое внимание на эту часть обсуждения. Все трудности необходимо зафиксировать, чтобы учесть при составлении плана дальнейшей подготовки

  • Если ваша команда — победитель, то будет полезно напомнить, что звездная болезнь — вредная штука

Вместе с командой решить, что можно делать дальше для развития команды и ее участников и как ценный опыт победы может принести пользу участникам других команд

  • Обсудить с участниками соревнований, связывают ли они тематику соревнований со своей будущей профессией, как соревнования помогли им понять это

Если ваши несовершеннолетние ученики планируют развиваться профессионально в данном направлении, то необходимо поговорить об их высоком интересе и способностях с родителями.

Как итог, следует написать рекомендации для команды, которая в следующем году поедет на эти соревнования, и план подготовки к ним. Эти документы помогут не только вам, но и вашим коллегам и единомышленникам не наступать на одни и те же грабли.

Еще один важный шаг — это показать участникам соревнований новый горизонт:

  • Помощь наставнику в подготовке команд для будущих соревнований
  • Соревнования более высокого уровня сложности или более крупного масштаба (всероссийские, международные)
  • Соревнования по новым направлениям, где нужны новые знания и компетенции
  • Проектная деятельность — участие в проектных командах или разработка собственного проекта

Не всегда наставникам удается сопровождать команду на соревнования и видеть, как все происходит, поэтому, когда участники возвращаются, наставники проводят с ними встречу, обсуждают, как ребята работали на соревнованиях, с какими трудностями столкнулись, и выполняют действия, что изложены выше. Затем вместе с участниками соревнований вырабатывают план подготовки к Олимпиаде в следующем году с учетом трудностей на соревнованиях и ошибок, которые были допущены при подготовке.

Таким образом, мы рассмотрели основные форматы инженерных соревнований, смогли понять, чем они различаются и зачем нужны в организации образовательного процесса, а также проанализировали роль наставника до и после соревнований, как привлекать и подготавливать участников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Наука и инновации: образование и карьера. Подготовка молодых специалистов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rsci.ru/innovations/grants_for_students/
  2. 717 олимпиад для школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://olimpiada.ru/activities
  3. Кружковое движение НТИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.facebook.com/groups/443097225870856/
  4. Площадки Олимпиады НТИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.facebook.com/groups/nticontesthelp/
  5. Профили - Олимпиада НТИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nti-contest.ru/profiles/
  6. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nti2035.ru/nti/
  7. Олимпиада национальной технологической инициативы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nti-contest.ru/
  8. Инженерные кадры России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://икар.фгос.рф
  9. Международный чемпионат «CASE-IN» для студентов-инженеров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://case-in.ru/
  10. Система ежегодных профессиональных соревнований по инженерным направлениям подготовки в части освоения профессиональных компетенций - ВИК (Всероссийский инженерный конкурс) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vikrussengineer.ru
  11. Рекомендации по командообразованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://4brain.ru/team/index.php
  12. Статья «Разрешение конфликтов в команде» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://4brain.ru/blog/разрешение-конфликтов-в-команде/
  13. Как разрешить конфликты между детьми» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pro-lady-24.ru/kak-razreshit-konflikty-mezhdu-detmi.html
  14. Курс от хакатона до проектной школы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.lektorium.tv/
  15. Курс современное образование: вызовы и реальность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://universarium.org/
  16. Самоорганизация будущего [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://postnauka.ru/courses
  17. Современная педагогика. Как это работает [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://openedu.ru/