НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Проблемы контроля и оценки формирования результатов ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

Автор: Сизяков Евгений Григорьевич

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Студент магистратуры кафедра ППО

    Место работы/учебы: РГППУ

Направление
Педагогика и психология образования


Проблемы контроля и оценки формирования результатов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

 

Аннотация. В статье анализируются психологические особенности профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций студентов старших курсов. Проведен теоретический анализ научных источников по поставленной проблеме, а также представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало изучение профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций студентов старших курсов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, смысложизненные ориентации, студенты.

 

E. G. Sizyakov

master-student

mr.sizyakov@mail.ru

Russian state vocational pedagogical university, Ekaterinburg, Russia

 

RESEARCH OF PROFESSIONAL IDENTITY AND SENSE ORIENTATIONS OF SENIOR COURSES STUDENTS

 

Abstract. The article analyzes the psychological features of professional identity and life-meaning orientations of senior students. A theoretical analysis of scientific sources on the problem is carried out, as well as the results of an empirical study, the purpose of which was to study the professional identity and life-meaning orientations of senior students.

Keywords: professional self-determination, professional identity, life-meaning orientations, students.

 

В настоящее время изменения в экономической, общественной и политической сферах, обусловливают преобразование требований, которые диктуются представителям разного рода профессий. Эти изменения обусловливают усиление внимания к развитию профессиональных качеств специалиста, повышению конкурентоспособности в мире профессий. Подтверждать профессионализм возможно благодаря постоянному углублению полученных знаний, повышению профессиональной компетентности. Утверждение в образовании новых ценностей – саморазвитие, самопроектирование, самообразование – отражает новую философию в педагогике – реализацию личностно-ориентированного образования.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что удовлетворение потребностей общества требует от современного специалиста высокого уровня культуры, нравственности, толерантности к неопределенности, гибкости, мобильности, готовности и способности к выполнению инновационной деятельности, эмоционального и социального интеллекта и, безусловно, стремлению реализовывать себя в профессиональной деятельности.

Особое значение в развитии профессионализма специалистов в современных условиях приобретает усвоение студентами знания научных основ будущей профессиональной деятельности, овладение ими профессиональными умениями и навыками. Это позволяет им уже в процессе обучения в вузе идентифицировать себя с профессиональным сообществом. Вследствие этого, проблема формирования профессиональной идентичности студентов обусловливается потребностями профессиональной сферы и ценностями социума [12].

Традиционно «идентичность» анализировалась в рамках исследований
о самосознании и самоотношении, как одном из аспектов «Я» (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, И.С. Кон, А.С. Мамбеева, В.В. Столин).

Проблему профессиональной идентичности рассматривают в своих трудах П.А. Аза, А.А. Ручка, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, Е.П. Ермолаева, Е.А. Климов, В.Т. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, Е.В. Шорохова, В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко, В.А. Ядов.

Изучая проблему развития профессиональных склонностей, И.С. Кон
и М.Н. Руткевич обращают внимание на процесс осознания личностью способностей и качеств и выявления их наличия в процессе отождествления себя в профессиональной роли [7].

Идентичность можно рассматривать как способность человека воспринимать своё поведение и жизнь в качестве связанного и единого целого; как структуру «эго», внутреннюю самосозидающуюся, динамическую организациую способностей, убеждений и индивидуальной истории, а также как совокупность чёткого самоопределения, выбора целей, ценностей и убеждений как когнитивная система, которая выполняет роль регуляции поведения.

Личностная идентичность – это самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида, тогда как социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определённой социальной группе, «ощущение внутренней согласованности», «поиск своего места в жизни». Для выявления личностной идентичности необходимо описание «Я-концепции», тогда как выявление социальной идентичности сопряжено
с исследованием связей личности со своей группой [1].

В свою очередь, профессиональная идентичность выступает системным, динамичным, многоуровневым психологическим явлением, напрямую связанным с профессиональным самоопределением, профессиональным самосознанием, профессиональным пространством и профессиональным развитием.

Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней и внешней мотивации.

Наряду с мотивацией, важным личностным образованием являются смысложизненные ориентации личности. Стоит обратить внимание на то, что смысложизненные ориентации студентов имеют довольно сложную динамику, носящую нелинейный характер, обусловленную гендерным и учебно-организационным факторами с наличием кризиса обучения. Наличие кризисных явлений в системе смысложизненных ориентации студентов и наличие кризиса профессионального несоответствия, свидетельствует о тесной связи смысложизненных ориентаций с учебно-профессиональными установками [10].

С целью изучения профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций студентов старших курсов на примере студентов ФГБОУ ВО «УрГАУ», было проведено эмпирическое исследование  

Методы: теоретический анализ литературы; психодиагностический метод; математический метод (описательная статистика) – c помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistic 22.

Методики исследования:

Опросник «Диагностика профессиональной идентичности студентов» (А.А. Озерина). Целью данной методики является определение статуса профессиональной идентичности и рассмотрение динамики ее компонентов.

Статусы профессиональной идентичности делятся на:

  • достигнутая профессиональная идентичность;
  • мораторная профессиональная идентичность;
  • предрешенная профессиональная идентичность;
  • диффузная профессиональная идентичность.

Опросник содержит две итоговые шкалы, отражающие уровень сформированности и зрелости ПИ, различное сочетание которых дает один
из четырех статусов идентичности. Также можно проследить динамику элементов ПИ студентов с помощью подсчета результатов по 7-и субшкалам, каждая из которых представляет собой определенный элемент ПИ
и складывается из двух составляющих (субкатегорий):

1. Учебно-профессиональный план.

2. Отношение к профессии.

3. Образ профессии.

4. Образ профессионала.

5. Профессиональная позиция.

6. Профессиональная самооценка.

7. Профессиональная мотивация.

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А. Леонтьева представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.

Русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А. Леонтьевым, автор взяв за основу версию предыдущей адаптации, произведённой К. Муздыбаевым, изменил методику
по следующим параметрам: изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа
от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3.

Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики
и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчёта суммарного балла при этом несколько усложнилась. Апробация и стандартизация методики показала её высокие показатели валидности и надёжности.

Опросник «Мотивация профессионального обучения» В.Г. Каташевой направлен на определение уровня мотивации обучения в вузе (высокий, нормальный, средний уровни).

Опросник состоит из 6 вопросов и 44 утверждений. Применяется шкала Лайкерта, каждое утверждение оценивается респондентом от 1 (уверенно «нет») до 5 (уверенно «да») баллов.

Результаты оцениваются по четырем шкалам (четыре строки). В каждой шкале 11 вопросов, следовательно, минимальной суммой баллов может быть
11 единиц, максимальной – 55.

Каждая шкала соответствует своему уровню мотивации. Шкала,
по которой будет набрано максимальное количество баллов, обозначит уровень мотивации обучения в университете. При одинаковом количестве баллов
по нескольким шкалам, приоритет отдается номинально более высокому уровню мотивации.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО «УрГАУ»), г. Екатеринбург.

Выборку исследования составили 86 студентов 3-4 курсов в возрасте
от 21 до 23 лет.

Описание диагностической процедуры: исследование проводилось
в групповом формате, респондентам предъявлялись бланки и инструкции используемых в исследовании методик, время не ограничивалось, имелась возможность предоставить обратную связь по результатам проведения диагностики.

Результаты исследования, следующие: по опроснику «Диагностика профессиональной идентичности студентов» А. А. Озериной по всей выборке таковы: по шкалам «Зрелость ПИ» (хср = 19,74) и «Сформированность ПИ» (хср = 20,9) полученные показатели говорят о недостаточной сформированности и зрелости профессиональной идентичности, то есть студенты в среднем
не обладают цельным и адекватным восприятием себя как специалистов в профессии, в рамках которой получают образование, не видят себя в этой профессии и не имеют профессиональных планов (Рис. 1).

 

Рисунок 1 – Статус профессиональной идентичности у студентов с разным уровнем мотивации к обучению

Результаты теста смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева: по шкале «Цели в жизни» (хср = 25,13) результаты позволяют охарактеризовать студентов выборки как в среднем обладающими определёнными целями в будущем и способными к построению временной перспективы. Обнаруженная при этом тенденция к низким результатам, говорит о том, что многие студенты склоны к жизни одним днём, не строя длительные планы и перспективы.

По шкалам «Процесс жизни» (хср = 27,85) и «Результативность жизни» (хср = 25,13) результаты входят в средний интервал, исходя из чего можно сделать вывод о том, что студенты склонны воспринимать свою жизнь интересной, наполненной смыслом.

По шкалам «Локус Я» (хср = 20,78) и «Локус жизни» (хср = 24,69) результаты также соответствуют средним, что говорит о том, что большинство студентов воспринимают себя, как способными повлиять на собственную жизнь
и своё Я (Рис. 2).

 

Рисунок 2 – Результаты диагностики смысложизненных ориентаций студентов
с разным уровнем мотивации

По шкале «Осмысленность жизни» (хср = 118,29) результат является средним, что позволяет сделать вывод о том, что студенты выборки характеризуются достаточным уровнем осмысленности собственной жизни.

Результаты опросника «Мотивация профессионального обучения» В. Г. Каташева таковы: второй уровень выражен у 17% (15 респондентов), что говорит о том, что данные респонденты обладают средним уровнем мотивации обучения в вузе; высоким уровнем мотивации, согласно результатам опросника, обладают 26% (22 респондента), то есть данные студенты являются высокомотивированными на высшее образование и обучение в вузе, уровень мотивации, соответствующий статистической норме, прослеживается
у 57% студентов (49 респондентов).

Таким образом, можно сказать что большинство студентов исследуемой выборки обладает нормальным уровнем мотивации обучения в вузе, крайние низкие значения отсутствуют, выделяются студенты со средним и высоким уровнями мотивации обучения, что говорит в первом случае о сниженной мотивации к обучению, что может сказаться на успешности обучения, во втором же о высокой мотивированности студента на обучение и освоение получаемой профессии (Рис. 3).

 

Рисунок 3 – Диаграмма по результатам опросника «Мотивация профессионального обучения» В. Г. Каташева

Итак, результаты проведённого исследования говорят о том, что студенты данной выборки в большинстве обладают нормальным уровнем мотивации, также отмечаются высокие и средние значения, низкие отсутствуют. При этом профессиональная идентичность студентов является сформированной и зрелой только у подгруппы студентов со средним уровнем мотивации к обучению в вузе, тогда как в подгруппах с нормальным и высоким уровнями мотивации профессиональная идентичность не является сформированной и зрелой. Отдельные смысложизненные ориентации студентов выборки характеризуются в целом средне-низкими и средним проявлениями, что говорит о том, что студенты в целом переживают свою жизнь как осмысленную, но отмечается отдельные негативные переживания, связанные с оценкой будущей перспективы, настоящего и прошлого времени.

В рамках исследования разработана программа практических занятий с элементами тренинга рекомендательного характера, целью которой является развитие профессиональной идентичности у студентов старших курсов. В результате прохождения программы участники могут повысить уровень развития профессиональной идентичности и её отдельных компонентов.

Необходимо продолжить исследование в нескольких направлениях, например, уточнение выборки исследования, то есть учёт направления и подготовки студентов и прочих особенностей, расширение выборки или добавление студентов средних профессиональных организаций, студентов первых курсов и так далее, расширение рассматриваемых феноменов, например, добавление к изучаемым феноменам самоопределения, иных видом мотивации и идентичности.

Список литературы

1.      Андреева, Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс. 2005. 303 с.

2.      Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет». 2009. 112 с.

3.      Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов / Э.Ф. Зеер. М.: «Академия». 2013. 416 с.

4.      Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов /
И.А. Зимняя. 3-е издание, пересмотренное. Москва: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО 'МОДЭК'. 2010. 448 с.

5.      Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева // Мир психологии. 2004. № 2. С. 148-156.

6.      Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. М.: «Академия». 2004. 304 с.

  1. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. М.: Просвещение. 1989. 255 с.

 

8.      Осёдло, В.И. Психология профессионального становления офицера: монография / ВИ. Осёдло. Киев: Золотые Ворота. 2012. 463 с.

9.      Поварёнков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю.П. Поварёнков // Сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПУ. 2003. С. 154 - 163.

10.    Родичкина, И.В. Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и смысложизненных ориентаций студентов разной формы обучения // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Международной научно-практической конференции. Красноярск, 28–29 ноября 2014. С. 521-526.  Главный редактор И.О. Логинова. 2014. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24496470

11.    Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. М. 2001. 39 с.

12.    Федотова, Л.М. Формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Федотова Людмила Михайловна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Кемерово, 2011.- 272 с.