НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕСТИРОВАНИЯ

Автор: Кожевина Злата Олеговна

    Страна, город: Россия, Артемовский

    Должность, учёная степень, учёное звание: студентка магистратуры

    Место работы/учебы: РГППУ

Направление
Педагогика и психология образования


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕСТИРОВАНИЯ

          Аннотация: в контексте выбранного толкования понятия «тестирование» в идеологии развития мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся СПО приведены особенности психолого-педагогической организации работы при проведении тестирования.

          In the context of the chosen interpretation of the concept of "testing" in the ideology of the development of motivation for educational and cognitive activity of students of secondary vocational education, the features of the psychological and pedagogical organization of work during testing are given.

          Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, среднее профессиональное образование, методы контроля, тестирование, мотивация, развитие мотивации учебно-познавательной деятельности.

          Key words: federal state educational standard, secondary vocational education, control methods, testing, motivation, development of motivation for educational and cognitive activities.

В наше время важный приоритет в обществе и в системе образования - это умение молодых людей, которые вступают во взрослую жизнь, решать самостоятельно задачи, встающие перед ними. Результат образования «измеряется» опытом решения подобных задач. По этой причине во главе оказываются определенные компетентности выпускника СПО. К примеру, уметь доказывать или опровергать гипотезы, работать в режиме проекта, проявление инициативы в принятии решений проблем. При формировании компетенций обучающихся СПО необходимо разработать полноценную систему средств их оценивания и измерения, которая будет тщательно продуманна.

Изучение процесса оценивания работы обучающихся всегда актуально. Управление любым процессом не будет эффективным без обратной связи. Все участники образовательного процесса отмечают необходимость оценивания: студенты, преподаватели и родители. Неотъемлемой частью учебного процесса являются оценки. При организации учебно-познавательной деятельности необходимо использовать процесс оценки, являющийся одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) СПО оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена в колледжах включает несколько видов контроля знаний: текущий, промежуточная, итоговая аттестация обучающихся. Зачеты, дифференцированные зачеты, экзамены, промежуточная аттестация по каждой дисциплине служат формами контроля. Они установлены учебным планом по каждой программе и доведены до студентов СПО. Качество подготовки выпускников СПО выполняется по двум направлениям: оценка уровня освоения дисциплин и компетенций студентов.

 Выделим терминологическую базу, выбрав следующую трактовку базового понятия: под тестированием будем понимать метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий, который отмечает А.В. Морозов [4].

Проведенный анализ методической литературы показал, что существуют различные  классификации тестов. Одна из существующих классификаций поможет распределить тесты по содержанию, целям, продемонстрируем четыре вида, основываясь данной классификации:

1)           Тесты личности – предназначены с целью оценивания эмоционально-волевых качеств человека.

2)           Тесты интеллекта – рассматривают степень формирования познавательных процессов и функций мышления.

3)           Тесты способностей – предусмотрены с целью оценивания личных способностей  индивида в овладении разных  видов деятельности.

4)           Тесты достижений – предназначены с целью оценки формирования комплекса знаний, умений и навыков по окончанию обучения.

В контексте образовательного процесса появляется инновационная форма контроля - тестирование, приводящая к изменению восприятия и установленного контроля. В образовании происходят перемены, психологическая ситуация, которая тесно связана с принятием или неприятием тестов,  как средство новейшей формы контроля, меняется.

Н.Ф.Ефремова проводила диагностическое исследование, в котором целью считалось выявление оценки методов контроля традиционного и тестового. В данной процедуре участие приняли примерно 500 человек [2].

 В проведенном эксперименте выявлены следующие результаты:

  Традиционный контроль Тестирование
Преимущества возможность помощи объективность процедуры
  низкий уровень сложности заданий независимая оценка от мнения педагога
    постулат неразглашение результатов

 

При прохождении тестирования мотивация является одним из ключевых психологических факторов для успешного осуществления процедуры контроля. В педагогической науке мотивацию считают системой целей, потребностей и мотивов, которые побуждают индивида относиться к обучению сознательно, а контроль считать его составной частью, проявлять активность в учебно-познавательной деятельности. Мотивация  способствует реализации нескольких функций: побуждающей, направляющей, организующей и смыслообразующей.

Определяющими компонентами эффективности тестирования считаются интерес к процессу тестирования и увлекательные задания в самом тесте.

Например, чтобы содержание теста представляло стимулирующий эффект, оно должно соответствовать определенным требованиям, и представлять разнообразие в формах исполнения: ролевые игры, проблемные ситуации и другие.

Определенные факторы оказывают влияние на степень мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся СПО, например исторический цикл изучаемой дисциплины или авторитет педагога, жизненные планы индивида, стремление к самореализации и тенденции к успешным результатам обучения. Мотивация студента СПО на прохождение тестирования часто бывает достаточно сложной интеллектуальной , социально-психологической, эмоциональной и волевой процедурой.

Анна Анастази, психолог из Америки, проводила эксперимент, в результате которого выяснила, что человек, который искушен в работе заданиями тестового плана, демонстрирует признаки на одиннадцать процентов выше, чем неискушенные люди. Индивид, который имеет опыт прохождения тестовых заданий, имеет преимущество перед тем, кто первый раз принимает участие в процедуре тестирования, потому что они преодолели чувство неизвестности, стали уверенными в своих силах [6].

При прохождении тестирования у обучающихся СПО проявляется тестовая тревожность. В педагогике выделяют два важнейших элемента тестовой тревожности – озабоченная и эмоциональная. Озабоченность проявляется в  негативных мыслях, с боязней совершить неудачи при прохождении тестирования и столкнуться с ситуацией неуспеха. Эмоциональный компонент тестовой тревожности включает чувства, физиологические реакции, примером служит напряжение. По этой причине психологи разрабатывают технологию «поведенческой терапии».

На основе проведенного исследования можно сформулировать психолого-педагогические особенности при организации  тестирования обучающихся СПО:

1.     Степень совершенствования результатов тестирования находится в зависимости от возможностей и знаний обучающихся СПО, числа, также типа предварительных занятий,специфики тестов.

2.     Подготовка к тестированию наиболее полезна для слабых студентов СПО, на результаты сильных обучающихся, она влияет незначительно.

3.     Степень позитивного воздействия подготовки перед самим тестированием на изменение итогов оказывается в прямой зависимости от тесной связи между содержанием заданий тренировочного цикла и содержанием теста.

4.     Подготовительная процедура может снизить тревожность в поведении студентов СПО во время прохождения тестирования и развить мотивацию при  выполнении тестовых заданий.

5.     Тренировка перед тестированием способствует механизмам памяти действовать в контрольном мероприятии, которое лимит  времени.

Таким образом, психолого-педагогические особенности организации работы обучающихся СПО могут служить средством развития мотивации учебно-познавательной деятельности при проведении тестирования.

 

 

Список источников

1.     Анастази А., Урбина С., Алексеев А.А. Психологическое тестирование Санкт-Петербург, 2007. Сер. Мастера психологии (7-е международное издание)

2.     Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в системе образования Педагогика. 2006. № 2. С. 14-22.

3.     Краткий психологический словарь. - Ростов-на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

4.     Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., «Народное образование» 2000.

5.     Педагогика профессионального образования, под ред. В. А. Сластенина, М., Academa, 2004

6.     Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы Москва, 1999.

7.     Тетерин Е.Б. Социально-психологическая адаптация студентов ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» // Научные исследования в образовании. 2008. № 2. С. 55а-58.