НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

ВКЛЮЧЕНИЕ СТУДЕНТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Автор: Чешко Павел Николаевич

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Преподаватель

    Место работы/учебы: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Социально-профессиональный техникум «Строитель». Краткое наименование: ГАПОУ СО «Социально-профессиональный техникум «Строитель».

Направление
Педагогика и психология образования


УДК 377

Чешко Павел Николаевич,

Cheshko Pavel Nikolaevich,

State Budgetary Professional Educational Organization of Sverdlovsk Region «Socio-professional College «Stroitel», Teacher, Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, Russia, centrovz96@yandex.ru

 

ВКЛЮЧЕНИЕ СТУДЕНТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

INCLUSION OF A STUDENT WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация

В статье рассматривается применение образовательных программ при обучении студентов с нарушениями слуха в организации среднего профессионального образования с учетом особых образовательных потребностей данной категории лиц.

Ключевые слова: образовательная программа, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, качество образования

 

Аnnotation

The article considers the application of educational programs in teaching students with hearing impairments in the organization of secondary vocational education, taking into account the special educational needs of this category of persons.

Keywords: educational program, disabled person, quality of education

               

На пути овладения профессией студент включен в различные виды деятельности: общественную, учебную, научную, исследовательскую. Основное место  в процессе образования студента принадлежит учебно-профессиональной деятельности во время аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических, лабораторных работ) и внеаудиторных (самостоятельная работа).

Особенность методики обучения в профессиональном образовательном учреждении – приобщения студентов к методам самостоятельного познания и научно-обоснованного действия: изучение методов науки и путей их применения, формирование интеллектуальных умений и навыков, уметь самостоятельно находить необходимую информацию и пополнять свой багаж знаний в современной цифровой среде.

Определение «особенности учебной деятельности студентов с особыми образовательными потребностями» в условиях профессиональной образовательной организации объединяет  требования федерального государственного образовательного стандарта  и состояние здоровья студента, его физические и умственные возможности, уровень школьной подготовки, этические особенности, материально-техническое оснащение учебного процесса, требования работодателей к будущим специалистам и необходимость сохранения их здоровья, развития творческого потенциала.

Психолог А.Н. Леонтьев главным признаком деятельности считает ее предметность. Он пишет, что деятельность, в том числе и учебная, всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности. Взаимодействие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей.

Является ли потребностью наличие у человека образования? В западной литературе это показывают как изменения парадигмы образования. Если раньше была прямая связь между уровнем образования,  социальным статусом и материальным положением, то сегодня она отсутствует. Для студентов, которые пришли учиться это так. Есть ли у них потребность учиться? На этот вопрос мы не можем ответить однозначно. Наличие и получение образования повышают самооценку человека и это, составляющая часть определение качества жизни отдельного человека и общества в целом, вопрос развития экономики, общества,  государства.

Цели обучения уже определены федеральным стандартом и программами для каждой специальности. Для организации учебной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать все вышесказанное. Опираясь на эти условия и психолого-педагогические основы обучения лиц с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата, психоэмоционального развития определяются принципы и методы обучения.

Приоритетные для педагога взаимосвязанные задачи:

- определить цели, объем и контекст изучаемой информации;

- выделить особые образовательные потребности лиц с нарушениями слуха;

- создать условия для запоминания, усвоение и воспроизведения информации студентом, последовательность изучения, связи, структуру, отдельные блоки;

- выделить источники информации, которыми могут воспользоваться студенты, в том числе адаптированные с учетом различных видов нарушений.

- формировать цифровую образовательную среду образовательной организации как единое пространство коммуникации для всех участников образовательных отношений.

Образовательные программы всех специальностей весьма насыщенны и по содержанию дисциплин, и по объему самостоятельной работы, и по наличию терминологии. Для студентов с проблемами слуха каждое новое слово – это целое открытие. И чем разностороннее, ярче оно будет представлено, тем быстрее будет понят и усвоен учебный материал.

Известно, что обучение в педагогическом процессе складывается из нескольких компонентов: вербально-деятельностный компонент (слово – инструмент познания); ценностно –ориентационный компонент (личностная мотивация обучения); компонент движения (взаимодействие преподавателя и студента),  в процессе обучения глухих и слабослышащих составляющие  самого процесса несколько видоизменены, осложнены и требуют учета особенностей лиц с нарушениями слуха.

К общим особым образовательным потребностям обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья относятся:

- создание доступной инклюзивной образовательной среды;

- комплексное психолого-педагогическое воздействие для минимизации нарушений;

- учет специфики восприятия и переработки информации;

- обучение на основе реализации «обходных путей»;

- использование специальных методов, приемов и средств формирования регулятивной и рефлексивной деятельности;

- специальное поэтапное обучение использованию устной и письменной речевой коммуникации в различных видах деятельности (на основе усложнения языковых средств, расширения опыта речевого взаимодействия и воздействия);

- включение в содержание обучения специальных разделов или дисциплин, которые не предусмотрены в образовательных программах нормально развивающихся сверстников;

- большая в сравнении с нормально развивающими сверстниками индивидуализация обучения;

- применение специальных методов и приемов формирования профессионального самоопределения (осознание профессиональных возможностей, развитие способностей, знаний и умений в определенных областях деятельности, соответствующих требованиям к различным профессиям), потребности во включении в профессиональную деятельность;

- оказание специальной помощи в подготовке к самостоятельной жизни в обществе, социальной адаптации по различным направлениям (формирование активной жизненной позиции, ценность здорового образа жизни, этика и психология семейной жизни, преодоление тяжелых жизненных ситуаций, коппинг-стратегии, профилактика аддиктивного и делинквентного поведения);

- разработка программ психолого-социального развития с использованием различных форм организации деятельности (групповых, коллективных; кооперативное и помогающее поведение) [2].

Специфические особые образовательные потребности обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Обучающиеся с нарушениями слуха:

Слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные:

- специальное сопровождение сурдопедагога;

- использование специальных методов и приемов развития слухового восприятия, его совершенствование и тренировка в условиях одноканальной и многоканальной коммуникации;

- коррекция и развитие устной и письменной речи как основы обучения и социализации;

-использование лингвистических и паралингвистических средств для освоения учебного материала и осуществления полноценной коммуникации;

- применение технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, индивидуальных слуховых аппаратов (имплантов) и других личных адаптированных средств в учебных и жизненных ситуациях;

- применение компьютера в качестве средства коррекционного воздействия в процессе слухового восприятия, формирования словесной речи, мышления;

Глухие:

- специальное сопровождение сурдопедагога;

- использование специальных методов и приемов по тренировке и развитию остаточного слуха, в том числе – технических звукоусиливающих средств;

- проведение специальной работы по обогащению представлений о многообразии окружающей звуковой среды на основе разных видов восприятия;

- включение работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи, лингвистических и паралингвистических средств речевой коммуникации, различных видов устной и письменной речи; расширение профессионального словаря; расширению социального опыта, контактов со слышащими;

-использование специальной знаково-языковой системы общения;

- проведение работы по развитию эмоционально-волевой сферы (эмпатии, сочувствия, сопереживания);

применение компьютера в качестве средства коррекционного воздействия в процессе слухового восприятия, формирования словесной речи, мышления [2].

Включение студента с особыми образовательными потребностями в многостороннюю учебно-исследовательскую деятельность с разнообразной системой  методов познания, организационных форм и видов обучения, с одной стороны, не простая задача, которая имеет свои характерные черты, с другой, эффективный способ формирования перечисленных компетенций. Активное и правильное включение ресурсов современной цифровой среды позволит преподавателю с учетом особенностей студентов с нарушениями слуха повысить качества освоения федерального государственного образовательного стандарта.

 

Список литературы

  1. Особенности учебной деятельности студентов с особыми образовательными потребностями: тематический сборник статей кафедры специальной педагогики ИСР НГТУ/коллектив авторов; под общей редакцией Г.С. Птушкина – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. – 30 с. 
  2. Работаем по ФГОС среднего общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Е.Л. Черкасовой, А.В. Лагутиной – М.:  УЦ Перспектива, 2015. – 120 с.