НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Опыт профориентационной работы общеобразовательной школы в интегративном обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью

Автор: Павлова Анфиса Аскадовна

    Страна, город: Россия, Екатеринбург

    Должность, учёная степень, учёное звание: Магистрант

    Место работы/учебы: РГППУ


Соавторы: Нет

Направление
Профессиональная педагогика


Опыт профориентационной работы общеобразовательной школы в интегративном обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью

Павлова А.А.

 

МП РФФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»,

г. Екатеринбург

 

620012, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

 

Аннотация: описан опыт профориентационной работы средней общеобразовательной школы с обучающимися с особыми образовательными возможностями. Проведен анализ комплексного подхода в решении задач профессиональной ориентации и самоопределения выпускников школ с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова: профориентация, ОВЗ, дети-инвалиды.

 

Experience of vocational guidance work of a general education school in the integrative education of persons with disabilities and disabilities

Pavlova A.A.

 

MP RFFGAOU VO "Russian State Professional Pedagogical University",

Yekaterinburg city

 

620012, Sverdlovsk region, Yekaterinburg, st. Machine builders, 11

 

Abstract: the article describes the experience of career guidance work of a secondary school with students with special educational opportunities. The analysis of an integrated approach in solving the problems of professional orientation and self-determination of school graduates with disabilities and disabilities is carried out.

Key words: vocational guidance, disabilities, disabled children.

 

Профессиональная ориентировка обучающихся школы является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Этим обусловлена необходимость профориентационной работы в школе, которую проводит педагог-психолог. К помощи в выборе будущей профессии подключены учителя,  классные руководители, школьный библиотекарь, социальный педагог.

Общая цель системы профориентационной работы в школе - помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, преодолении трудностей в социализации и адаптации в современных условиях санитарно-эпидемиологической сложности.

В рамках общей цели профориентационная работа с обучающимися данной категории детей, направлена на профессиональную мотивацию к выбору будущей профессии, к адаптации в обществе и конкурентоспособности на рынке труда. Такая работа выделяет определенный круг задач:

    насыщение представлений детей о мире профессий;    выявление интересов, склонностей, способностей;

    развитие  свойств         личности,     необходимых          для     самостоятельной трудовой деятельности;

    формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков;

    развитие трудовых навыков и качеств;

    предоставление доступной информации о профессиях, их важности и путях профессиональной подготовки;

    знакомство детей к входу в новое образовательное пространство;

    знакомство обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям;

    формирование знаний о видах профессий, медицинских и профессиональных требованиях.

Актуальными направлениями профориентационной работы являются:

     комплексная профориентационная поддержка обучающихся;      использование современных информационных технологий;

     проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;

     информационная работа с родителями;      оформление уголка профориентации.

Поставленные цели и задачи реализуется по следующим направлениям:

•          профессиональное просвещение;

•          предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;

•          профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, с учетом психофизических особенностей воспитанников школы;

•          социально-профессиональная адаптация обучающихся;

•          профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по направлениям определяется круг форм и методов профориентационной работы. Работа в школе строится так, чтобы обучающийся готовился к обоснованному выбору профессии, не завышая своих способностей при её выборе.

В кабинете и на электронных ресурсах школы, а также социальных сетях и мессенджерах педагога-психолога на специальной рубрике «Профориентация школьников» обучающиеся могут ознакомиться с информацией о выборе профессии. Кроме того, в каждом кабинете технологии имеются уголки по профориентации. В библиотеке работает выставка книг, журналов по профориентации «Мир профессий», как для педагогов, так и для школьников.

В школе разработана Программа по формированию профессионального самоопределения обучающихся школы с ограниченными возможностями здоровья «Мир профессий». Данная Программа ориентирована на учащихся 5-9 классов, занятия проводятся педагогическими работниками (психологом и учителями)  во вторую половину дня и направлены на обеспечение адекватного профессионального самоопределения школьников, социально-трудовую адаптацию и интеграцию в общество детей с ОВЗ в современных условиях.

Профориентационную работу с обучающимися старших классов проводит педагог-психолог, работа строится на основе программы «Ищу работу». Цель данной работы: формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Реализация данной цели осуществляется через занятия, в содержание которых входит: профессиональная диагностика с использованием диагностических методик; решение проблемно-поисковых задач; работа с документами, заполнение анкет, составление заявлений; анализа вариантов поиска работы; составление обращений к специалистам службы занятости, сберегательного банка, отдела кадров предприятия по трудоустройству и др. В содержании занятий так же включена работа по развитию мотивации самопознания, осознанию своих индивидуальных особенностей и их соотнесению с требованиями, предъявляемыми профессиям.

Проводится профессиональное просвещение учащихся, а именно: вооружение учащихся определённой совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора; воспитание положительного отношения учащихся к различным видам профессиональной общественной деятельности.

Целенаправленная профориентационая работа ведется учителями технологии: в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся экскурсии на предприятия и общественные места города и микрорайона с целью знакомства, уточнения и расширения знаний учащихся о различных специальностях, условиях труда и для лучшей социализации, адаптации выпускников.

В школе функционируют творческие объединения «Доброе дело», где воспитанники закрепляют трудовые навыки, полученные на уроках, развивают фантазию, творчество. Их поделки интересны по содержанию, богаты фантазией, творчеством, выполнены аккуратно и имеют практическую направленность. Работы наших школьников выставляются на городских и областных выставках народно-прикладного искусства и получают высокую оценку.

Все это способствует, самореализации обучающихся, следовательно, решает задачу профориентации обучающихся с ОВЗ их профессиональное самоопределение и социализацию.

Профессиональная ориентация детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.

Дети инвалиды - это дети, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. То есть у таких детей существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе: потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения; полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.

А дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней дети не целиком ограничены в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.

Получение образования для детей-инвалидов, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим фактором их успешной социализации в общественной жизни. Получение профессии – это важный вопрос и один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация детей-инвалидов является важнейшей задачей государственной политики.

Конечно же, профориентация лиц с ограниченными возможностями требует специальной разработки и имеет ряд своих особенностей, которые включают особые методы диагностики профессиональных склонностей, а также интересов человека, и принятие во внимание конкретных ограничений по состоянию здоровья.

Самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит в том, что такие группы детей имеют разную специфику заболеваний.

Для детей инвалидов и детей с ОВЗ очень важно сформировать положительное отношение к труду в любых его проявлениях. Так как бытовой, производственный труд, самообслуживание и другие важные виды труда представляют для детей инвалидов и детей с ОВЗ некоторые трудности.

Для того, чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования в школе, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций.

Для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в основном преобладает такая форма, как групповые мероприятия (профориентационная игра, квест-игра и т.п.). В групповом мероприятии дети в большей степени раскрываются и даже начинают конкурировать между собой. Конечно же, есть такие дети, которые требуют строго индивидуального и личностного подхода.

Не менее важной составляющей профориентационной работы является желание самого подростка консультироваться и узнавать для себя важные и отличительные моменты по той или иной специальности.

Поэтому очень важно вызвать желание принимать ответственность за свое профессиональное будущее с помощью специалиста по профориентационной работе.

Очевидной становится необходимость разработки новых методов, форм профессиональной ориентации при сохранении эффективных традиционных. Высокий интерес молодежи к информационным технологиям, делает необходимым развитие интерактивных методов профориентации (профориентационные сайты, участие в форумах, развитие дистанционного обучения, использование интерактивных профориентационных уроков, компьютерных профориентационных диагностик).

Ключевую роль в профориентации выпускников школ и интернатов играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, требованиях к психофизиологическим возможностям и способностям личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста; информация о текущем и перспективном кадровом спросе среди людей с инвалидностью. Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания ее каждым человеком.

Целью профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях является формирование у учащихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности. Вовлечение детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка.

Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.

Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настрое в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности, в которой родители выявляют свои навыки.

Профориентационную работу с родителями нужно проводить по нескольким направлениям. Это и активизация их позиции при выборе ребенком профессии, и информационная поддержка. Как ни странно, работа с родителями в некоторых случаях требует не меньших, если не больших усилий и времени, чем работа с детьми. Но она является очень необходимой, поскольку без нее невозможно простроить эффективную работу по профессиональному самоопределению ребенка.

Достижению целей способствует вовлечение учащихся в специально организованную деятельность, ориентированную на актуализацию самоопределения подростков в своем будущем: это могут быть комплексная диагностика и самодиагностика, составление портфолио достижений, профориентационная игра.

Деловые игры профориентационной направленности моделируют процесс выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения. И как показывает опыт профориентационной работы, что именно через профориентационные игры дети получают определенную информацию о той или иной профессии.

Одну из важных задач в формировании представлений о специфике рабочих профессий и типичных видах трудовой деятельности на возрастном этапе 12-16 лет играют уроки по профориентации..

Так же большую значимую роль в профориентационной работе играют профессиональные пробы, но здесь тоже не все категории детей инвалидов и лиц с ОВЗ могут пройти эти пробы, так как у всех разная нозология. Профессиональные пробы позволяют полностью погрузится в трудовую деятельность и получить результат своего труда.

На этапе профориентационной работы очень важны контакты общеобразовательной школы с профессиональными образовательными организациями, взаимодействие с которыми позволит расширить возможности осуществления ориентации детей инвалидов и лиц с ОВЗ в различных сферах профессиональной деятельности.

К моменту окончания образовательной организации профессионального образования профориентационная деятельность должна способствовать формированию профессиональной компетентности, готовности к самостоятельному трудоустройству и профессиональной самореализации.

Поэтому на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15» го Первоуральска прошло заседание педагогического совета по профориентации, где МАОУ  СОШ №15 представила программу работы по организации профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты школы показали специфику формирования осознанного выбора профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья и раскрыли основные задачи по социализации детей после окончания школы. Школьный координатор по профориентационной работе представила членам Совета основные этапы организации комплексной работы по подготовке к выбору профессии обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, раскрыв направления каждого этапа. Познакомила с основными  мероприятиями и формами работы с детьми с ОВЗ в вопросах профориентации.   В ходе представления  практического опыта члены совета увидели специфику организации профориентационной работы через урочную деятельность. Учитель начальных классов,  показала интегрированный урок русского языка, в ходе которого обучающиеся выпускного класса, используя технологии работы с авторской книгой, познакомились с профессиями маркетолога. Учитель технологии, представила урок Основы социальной жизни, где дети в игровой форме закрепили знания о профессии повар и официант. В ходе заключительного мероприятия СКОШ №15  представила опыт организации социального партнерства с родителями в вопросах профориентационной работы, где основной формой - выступает онлайн-родительский клуб, структурой, которого  является детско-родительская студия «Креатив».  Руководитель онлайн-родительского клуба,  рассказала о направлениях работы клуба и представила творческую постановку «Волшебник изумрудного города». Члены совета увидели, как через организацию театральной деятельности,  можно решить такие важные задачи социализации детей с ОВЗ,  как развитие коммуникативных навыков, умения общаться с социумом, творческих и организаторских  способностей, которые безусловно повлияют на дальнейшую профессиональную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. Ресурс семьи и тесная работа с родителями - приоритетный ориентир в СОШ №15 в организации  профориентационной работы в школе. 

   В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья исключительно важным представляется решение вопроса диагностики способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от вопросов воспитания и обучения, так и от природных задатков.

Можно сделать вывод, что оптимальный подбор методического инструментария такой диагностики с учетом специфики детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет дать точную оценку психофизического состояния учащегося и его возможностей, благодаря чему с ним строится дальнейшая групповая либо индивидуальная работа.

Приоритетным направлением работы каждой образовательной организации должна являться профориентация обучающихся. И в связи с этим профориентация с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья требует специальной разработки, которая должна иметь ряд своих особенностей, которые включают особые методы диагностики профессиональных склонностей, а также интересов человека, и принятие во внимание конкретных ограничений по состоянию здоровья. В основные задачи этой разработки, определяющие направления ее реализации могут входить:

    содействие усилению роли работодателей в профессиональной ориентации детей для решения проблем с трудоустройством людей с инвалидностью;

    привлечение к решению проблем профессиональной ориентации обучающихся, родительской и других слоев общественности города.

    включение в планы воспитательной работы мероприятия, направленные на раннюю профориентацию на первой и второй ступени школьного обучения для более системной подготовки школьников к предстоящему в будущем выбору образовательного маршрута и будущей профессии.

    обеспечение полноценной профессиональной ориентации старшеклассников на построение индивидуальной траектории жизненного и профессионального самоопределения, ориентированную на удовлетворение потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании, формировании определенных компетенций, направленных на развитие личностных и профессионально важных качеств.

    организация внимания на современные технологии в профориентационной работе для повышения уровня профессиональной информированности выпускников:

а) учитывая высокий интерес молодежи к информационным технологиям, необходимо развивать интерактивные методы профориентации (профориентационные сайты, участие в форумах, использование интерактивных профориентационных уроков, использование компьютерных профориентационных диагностик);

б) целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда;

в) необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

 

 

Литература

Основные источники:

1.         Байрагулова С.Ю. Курс «Профессиональное самоопределение» [Текст]: учебное пособие/ «Профессиональное самоопределение, как возможность осознанного выбора профиля обучения» / С.Ю.Байрагулова

- Профильная школа. – 2009. - №2. – с.39-42

2.         Жолован С.В. Сборник научных трудов [Текст]: «Эффективность форм профориентационной работы как факторы повышения качества профессионального образования» / С.В.Жолован - СПБ: Институт бизнеса и права, 2011

3.         Зеер Э.Ф. Психология профессия [Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ Зеер Э.Ф. – Электронные текстовые данные – М: Академический Проект, Фонд «Мир», 2015.- с. 336

Интернет-ресурсы:

1.         Профориентационная и консультативная работа со студентами и выпускниками вузов: проект «Профкарьера» *Электронный ресурс+. – Режим доступа: http://www.profcareer.ru/lib/articles.php.

2.         Методические материалы «Роль работодателя в профориентации и профессионализации молодежи» *Электронный ресурс+. – Режим доступа: http://www.rhr.ru/index/jobmarket/russia/russia09/15599.html.

3.         Методическая разработка «Информирование лиц с ОВЗ и инвалидов» *Электронный ресурс+. – Режим доступа: https://proinvalid.ru/informatsiya/ovz-i-invalidy.

4.         Инфоурок     «Профориентационная   работа,          как      средство социализации учащихся с ОВЗ» *Электронный ресурс+. – Режим доступа: https://infourok.ru/proforientacionnaya-rabota-kak-sredstvo-socializacii- uchaschihsyovz976026.html.