НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Жизнь педагогических идей: педагогическое наследие России XVII – начала XX веков

Руководитель круглого стола
Андрюхина Людмила Михайловна

Вопросы для обсуждения:

  1. Выдающиеся деятели Просвещения в Российской империи.

      Воззрения В.Н. Татищева на проблемы воспитания и образования. Его деятельность в области развития профессионального образования.

      Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Его программа организации высшего и среднего образования в России.

      И.И. Бецкой как теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма. Проект воспитания «новой породы людей».

     2. Самоидентификация национального образования и педагогической мысли в России XIX – начала XX вв.

      Педагогическая антропология  (К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, П.Ф.Каптерев)

      Гуманистическая педагогика, теория свободного воспитания  (Л.Н.Толстой,  К.Н. Вентцель)

      Идеало (ценностно) - ориентированная педагогика (В.В.Розанов, С.И. Гессен)

      Научно-ориентированная, экспериментальная  педагогика (П.Ф.Лестгафт, А.Ф.Лазурский, А.П. Нечаев, Г.И.Челпанов и др.)

      Социально-ориентированная педагогика советского периода. Педагогическая деятельность П.П.Блонского и  С.Т. Шацкого. Идея трудовой школы и предрассудки, затрудняющие ее реализацию. Роль социальной среды в воспитательном процессе. Воспитательная система А.С. Макаренко. Педагогическая деятельность. Роль коллектива в воспитании «советского человека». Воспитание и политика.

Рекомендуемая литература
1. Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
https://studentam.net/content/category/4/114/125/
2. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Он же. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. – С.296–317.
3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с. (См.: «Основные проявления ребенка и их значение»).
4. Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с. (См.: «Три главные принципа образования», «Педагогические трафаретки», «Границы закона», «Два типа образования»).
5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 544 с. (См.: «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования»).
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (ред. К. Сент-Илер и Л. Модзалевский). – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
7. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – С.194–256.
8. Ушинский К.Д. Родное слово // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. – С.108–121.
9. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:Школа-Пресс, 1995. – 448 с. (См. Введение, Гл. III, § 1).
10. Зеньковский В.В. Он же. Педагогические сочинения. – Саранск: Красный Октябрь, 2002. – 145–160.
11. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе // Он же. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С.7–32.
12. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // Он же. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С.39–85.
13. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1-2. — М., 1979.
14. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1977. – С.261–359.
15. Сухомлинский В.А. [Избранные работы]. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.
16. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе // Он же. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С.7–32.
17. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // Он же. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С.39–85.


Материалы к теме круглого стола

пн, 01.06.2020 - 21:53

Ценностно-ориентированная педагогика С.И. Гессена.

Автор: Пелевин Константин

Материалы: 354_Pelevin_material.docx

пт, 29.05.2020 - 23:04

Педагогическая антропология К.Д.Ушинского

Автор: Тукмачева Ирина

Материалы: 316_Tukmacheva_material.docx

пн, 25.05.2020 - 11:00

Педагогические воззрения В.Н.Татищева

Автор: Ржанникова Анна

Материалы: 305_Rzhannikova_material.docx

вс, 24.05.2020 - 19:05

Педагогические идеи и взгляды В. Н. Татищева

Автор: Ахмедьянова Лия Васильевна

Материалы: 303_Akhmedyanova_material.docx

сб, 23.05.2020 - 14:00

Проект воспитания «новой породы людей»

Автор: Сергеева Дарья Юрьевна

Материалы: 301_Sergeeva_material.docx

пн, 06.04.2020 - 12:21

Педагогическая деятельность П.П.Блонского и С.Т. Шацкого.

Автор: Самочернова Ксения Александровна

Материалы: 115_Samochernova_material.docx

вс, 29.03.2020 - 18:28

Теория свободного воспитания К.Н.Вентцеля

Автор: Полушина Арина

Материалы: 96_Polushina_material.docx

пт, 27.03.2020 - 14:45

Воспитательная система А.С.Макаренко

Автор: Хорольская Анастасия

Материалы: 94_KHorolskaya _material.docx