НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Возникновение и развитие педагогики в Древнем мире: роль воспитания

Руководитель круглого стола
Актуальность темы и вопросы для обсуждения

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с возникновением человечества. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности.

Целью и содержанием воспитания в условиях первобытного общества было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени, передача знаний и традиций, обычаев и норм поведения.

Первые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон). Наибольшее распространение там получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов – чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было обучение в жреческих школах, где кроме чтения, письма и счета преподавались право, астрология, медицина, цикл религиозных дисциплин. Обучение было долгим и дорогим, доступным лишь для детей привилегированных общественных слоев. В школах царила жесткая дисциплина, практиковались телесные наказания. Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли во времена античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно из Древней Греции ведут свое происхождение термин «педагогика» и многие другие педагогические понятия и термины: «школа» (в буквальном смысле – досуг), «гимназия» (или «гимнасий») – общественная школа физического развития и ряд других.

  1. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
  2. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА;
  3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Рекомендуемая литература

1. Буторина, Т.С. История педагогики и образования / Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В. Седова. - М.: Academia, 2016. - 384 c.
2. Буторина, Т.С. История педагогики и образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина; Под ред. З.И. Васильева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 432 c.
3. Васильева, З.И. История педагогики и образования: Учебник / З.И. Васильева. - М.: Академия, 2014. - 224 c.
4. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: Учебник / А.Н. Джуринский. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 400 c.
5. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования / А.Н. Джуринский. - М.: КДУ, 2013. - 400 c.
6. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: Учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 675 c.
7. Капранова, В.А. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Инфра-М, 2017. - 512 c.
8. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: НИЦ Инфра-М, Нов. знание, 2013. - 176 c.
9. Капранова, В.А. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: НИЦ Инфра-М, Нов. знание, 2012. - 240 c.
10. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: Инфра-М, 2017. - 448 c.
11. Князев, Е.А. История педагогики и образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Князев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 505 c.
12. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 260 c.
13. Латышина, Д.И. История отечественной педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 260 c.
14. Латышина, Д.И. История педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 314 c.
15. Пискунов, А.И. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобыт. обществе до конца ХХ в. / А.И. Пискунов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 496 c.
16. Попов, В.А. История педагогики и образования: Учебник / В.А. Попов. - М.: Academia, 2017. - 80 c.
17. Попов, В.А. История педагогики и образования: Учебник / В.А. Попов. - М.: Академия, 2012. - 176 c.
18. Титов, В.А. ВПС: История педагогики. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2003. - 240 c.

Тема эссе Авторы
«Западная» и «восточная» архетипические стратегии воспитания и образования

Фомин Василий Викторович

История педагогики и роль воспитания в Древнем Риме

Кузнецова Полина Денисовна

Воспитание в первобытном обществе

Занина Влада Александровна

Воспитание и школа в античном мире

Лебедкина Дарья

Воспитание и школа в Античном мире

Юнг Сергей Станиславович

Возникновение воспитательного процесса

Ковалёва Ксения

Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья

Нарбутовских Михаил Андреевич

Воспитание и школа в Византии

Нарбутовских Михаил Андреевич

Воспитание в первобытном обществе

Носова Полина

Система образования в Византии

Сабитова Марина Радиковна

Зарождение воспитания

Сабитова Марина Радиковна

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Гусев Кирилл Германович

Особенности воспитания в первобытном обществе

Гусев Кирилл Германович

Возникновение и развитие педагогики в Древнем мире.

Головин Юрий Русланович

Воспитание в первобытном обществе

Давидчик Александра Андреевна

Характеристика воспитания в Спарте и Афинах

Тумакова Алина Алексеевна

Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья

Вербицкая Софья

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Фирсов Антон Владимирович

Возникновение воспитательного процесса

Нарбутовских Михаил Андреевич

Роль образования в Древнем мире

Анохина Екатерина