НЦ РАО на базе РГППУ ncrao@rsvpu.ru

Развитие креативности в условиях цифровой трансформации общества и образования. Кого станет больше: гениев или аутсайдеров?

 

Вопросы для обсуждения :

  1. Расширяются ли возможности  образования в  развитии креативности человека с формированием цифровой образовательной среды?
  2. Переход к персонализированному обучению на основе цифровых платформ  увеличит ли количество  гениев?
  3. Как влияют поддержка индивидуальной одаренности и условия социальной среды на развитие и реализацию креативного потенциала человека?
  4. В чем смысл вопроса, вынесенного в заголовок книги М.Гладуэлла: «Почему одним все, а другим ничего?»
  5. Какие  можно предложить, с Вашей точки зрения, варианты организации образования и модели   применения цифровых технологий для развития креативности?
  6. Вытеснит ли искусственный интеллект человека из креативных видов деятельности?
  7. Цифровая среда  приводит к атрофии интеллектуальных функций человека (А.Курпатов). Есть ли выход?
Актуальность темы и вопросы для обсуждения

В условиях цифровой трансформации  все больше   интеллектуальных функций человека переносится на цифровые платформы и устройства.  Устройства на основе искусственного интеллекта уже способны не только обыгрывать человека в шахматы, но  участвовать в дебатах, писать диссертации, сочинять музыку, писать картины и так далее. Что же остается человеку? В чем уникальность человека, что в нем нельзя заменить роботами? Чаще всего ответом на эти вопросы является признание  уникальности и невоспроизводимости творческих способностей человека Считается что роботы не смогут заменить человека в тех видах деятельности, где необходим высокий уровень креативности. Но многие исследования и это начинают ставить под сомнение. С самого своего рождения современное поколение детей растет и развивается в цифровой среде. Много фактов  свидетельствуют  о том, что это приводит к проблемам в формировании интеллектуальных способностей. Мышление становится клиповым, ухудшается память, плохо развивается речь и т.д.  Кого же станет больше в цифровую эпоху - гениев или аутсайдеров? Развивается ли креативность человека в условиях цифровой трансформации?

Рекомендуемая литература

 

Андрюхина, Л.М. Неочевидные последствия «цифрового бума» в образовании. кого станет больше: гениев или аутсайдеров? В сборнике: Непрерывное образование: теория и практика реализации. материалы IV Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021. С. 92-97. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45745653

Гладуэлл, М. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? / М. Гладуэлл. 12-е изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 220 с. Текст: непосредственный.

Давайте перестанем говорить о персонализированном обучении ... и начнем говорить о привилегиях. URL: https://zen.yandex.ru/media/diged/davaite-perestanemgovorit-o-personali…. Текст: электронный.

Концепция «Единая цифровая образовательная экосистема». URL: https://www.ibs.ru/media/media/konts

Чошанов, М. А.  Инженерия дистанционного обучения. Москва, 2021, 304 с.

Александр Аузан: «Креативность отвечает на вызов искусственного интеллекта»  https://ipquorum.ru/news/5729-aleksandr-auzan-kreativnost-otvecaet-na-v…

Искусственный интеллект заменит искусство? | Тренды https://www.youtube.com/watch?v=-2ave09FoV0&ab_channel=%D0%A2%D0%B5%D0%…

Выступление президента Высшей школы методологии, руководителя лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка А. Курпатова в Совете Федерации  http://council.gov.ru/events/multimedia/video/125549/

Шестерина А.М. Искусственный интеллект в креативных индустриях https://disk.yandex.ru/i/GeZKmVucdXgGPQ

 

Руководитель круглого стола
Тема эссе Авторы
Эссе. Вопрос №6 "Вытеснит ли искусственный интеллект человека из креативных видов деятельности?"

Усачева Анастасия Валерьевна

Эссе Русаков Е.С. вопрос №4

Русаков Егор Сергеевич

Эссе

Холодова Алеся Андреевна

ИИ в искусстве

Давлетшин Георгий

Круглый стол 2023 2 вопрос

Мельников Семен